Об этом в интервью Handelsblatt 24 января 2023 г. заявил глава Международного энергетического агентства (МЭА) Ф. Бироль.
Тезисы от Ф. Бироля:
- следующая зима вызывает у меня беспокойство,
- 3 фактора делают следующую зиму сложной задачей:
- отсутствие российского газа,
- возвращение Китая в качестве импортера,
- небольшой рост предложения,
- многие правительства довольны тем, что кризис пока протекает относительно мягко, но я боюсь, что они слишком счастливы,
- Европа должна продолжать сокращать потребление газа,
- я бы хотел, чтобы при необходимости была возможность значительно увеличить сроки эксплуатации (о закрытии АЭС в Германии),
- ускорение процедур планирования окупается (о развитии возобновляемых источников энергии в Германии).
О том, что подготовка к осенне-зимнему периоду (ОЗП) 2023/2024 гг. в Европе будет сложнее, чем к текущему ОЗП Ф. Бироль и МЭА уже неоднократно предупреждали.
При подготовке к ОЗП 2022/2023 гг. Европа часть запасов газа в подземных хранилищах (ПХГ) сделала за счет поставок российского газа, которые в течение большей части 1го полугодия 2022 г. шли в нормальном объеме, в частности, до середины июня на полную мощность работал магистральный газопровод (МГП) Северный поток-1.
Сейчас маршруты поставок российского газа в Европу ограничены транзитом по газотранспортной системе (ГТС) Украины через единственную газоизмерительную станцию (ГИС), а также 2й ниткой МГП Турецкий поток.
Также Китай из-за коронавирусных ограничений и высоких цен резко снизил активность на рынке сжиженного природного газа (СПГ).
На текущий момент МЭА не видит значительных рисков для для стран Европы в ходе ОЗП 2022/2023 гг., который на данный момент пройден уже наполовину.
Аномально теплая погода, высокая выработка ветряных электростанций (ВЭС) и снижение спроса на газ в промышленности привели к тому, что уровень заполненности ПХГ в ЕС остается высоким (77,06% на 23 января по данным GIE).
Цены на газ в Европе значительно снизились по сравнению с периодом активного заполнения ПХГ в июле-августе 2022 г., хотя и остаются выше показателей 2-летней давности.
На этом фоне Ассоциация операторов ПХГ Германии (INES) заявила, что даже сокращение импорта СПГ и полное прекращение поставок российского трубопроводного газа в Европу не угрожают заполнению ПХГ для зимы 2023/2024 гг.
Это расходится с позицией МЭА, которое предупреждает о том, что подготовка к следующему ОЗП в Европе будет сложной.
В феврале-марте 2023 г. заполненность ПХГ может снизиться до 30% и увеличить их до 80-90% к зиме будет очень сложно.
МЭА исходит из того, что даже тех объемов, которые ЕС получил из России в 2022 г. (60 млрд м3) в 2023 г. уже не будет, новые поставки СПГ в мире в 2023 г. будут минимальными за всю историю (около 20 млрд м3), а Китай может вернуться к доковидному уровню потреблению СПГ.
Дефицит газа в Европе (ЕС+Великобритания) в 2023 г. МЭА оценило в 30 млрд м3, отдельно ЕС - в 27 млрд м3.
При этом общий разрыв спроса и предложения в ЕС в 2023 г. МЭА оценивает в 57 млрд м3, но из них около 30 млрд м3 может быть покрыто в результате принимаемых в ЕС мер и восстановления генерации ГЭС и АЭС после кризиса лета 2022 г. из-за маловодности.