Не только Иран и Венесуэла. На базе хаба в Сингапуре нефть и нефтепродукты из России смешиваются и реэкспортирюется по всему миру
Воды вокруг Сингапура используются для перевалки нефти и нефтепродуктов с танкера на танкер, что часто используется для сокрытия происхождения груза.
Источник: Advario
К такому выводу пришел Bloomberg, материал опубликован 19 января 2023 г.
Данные отслеживания судов от Vortexa Ltd. показали, что сингапурские терминалы в декабре 2022 г. приняли в 2 раза больше объемов российской нафты и мазута по сравнению с декабрем 2021 г.
Сингапур получил 2,6 млн барр. нафты, что почти в 40 раз превышает объем, принятый годом ранее.
Спрос на резервуары для хранения нефти в Сингапуре стремительно растет.
Advario Asia Pacific Pte., один из операторов хранения нефти в порту Сингапура (наряду с Jurong Port, Horizon и Royal Vopak), сообщил, что фиксирует увеличение числа запросов на краткосрочное/спотовое хранение в период до декабря 2023 г.
Стоимость 6-месячной аренды резервуаров для хранения мазута и сырой нефти выросла на 17-20% в течение 2022 г.
При этом Advario подчеркивает, что соблюдает все санкции, в частности, проверяет источник нефтепродуктов перед приемом грузов, чтобы обеспечить соблюдение антироссийских санкций.
Сингапур не запретил импорт российской нефти или нефтепродуктов, хотя финансовым учреждениям запрещено финансировать или иметь дело с российскими товарами и компаниями.
Руководитель отдела сжиженного природного газа (СПГ) в сингапурской консалтинговой компании FGE А. Ашраф предположил, что увеличенный объем российской нафты, поступающей в резервуары Сингапура, вероятно, будет реэкспортирован на рынки Северо-Восточной Азии.
Вполне вероятно, что такие центры, как Сингапур и Фуджейра в ОАЭ, продолжат играть определенную роль в реэкспорте российской нефти и нефтепродуктов в соответствующих регионах.
Старший вице-президент сингапурской консалтинговой компании Miyabi Industries, специализирующейся на морском топливе, У. Тан говорит, что часть этого смешанного топлива может пойти на бункеровку в Сингапуре или быть продана в соседние страны, такие как Индонезия и Вьетнам.
Также У. Тан пояснил, что трейдеры и поставщики заняты хранением и смешиванием нефти из-за очень хорошей прибыли (около 20%) от такой деятельности, тогда как до октября 2022 г. типичная прибыль от таких операций колебалась в диапазоне от 10% до 12%.
Маржа может еще больше увеличиться, если продавцы будут более решительно отказываться от своих грузов из-за новых торговых ограничений.
Напомним, что Сингапур является ключевым центром распределения нефти в Азии.
Воды вокруг Сингапура, в т.ч. вблизи малайзийского порта Танджунг-Пелепас или пролива Джохор, используются для перевалки нефти и нефтепродуктов с танкера на танкер.
Эта практика часто используется для маскировки происхождения груза, в частности, иранского и венесуэльского, а сейчас и российского.
Схемы с т.н. сингапурскими или малазийскими смесями популярны и используются для дальнейших поставок, например, в Китай.
После начала санкционного давления на Россию весной 2022 г., но до введения эмбарго ЕС и потолка цен на морские поставки российской нефти (5 декабря 2022 г.), крупные нефтетрейдеры начали публично отказываться от работы с российской нефтью.
Практически сразу же появились схемы смещения российской нефти с нефтью из других источников, в частности, в латвийском Вентспилсском порту.
На рынке появились латвийская смесь, туркменская смесь и аналогичные схемы.
Но они были достаточно быстро свернуты на фоне ряда громких скандалов, а также после выхода разъяснений от ЕК о том, что эмбарго на российскую нефть будет распространяться и на смеси.
Поэтому ожидаемо, что российские поставки сместились к традиционным нефтяным хабам, где реализация подобных схем проще.
О скоплении партий российского мазута в танкерах у берегов Сингапура сообщалось еще в октябре 2022 г., тогда речь шла о 1,1 млн т.
Но схема была была отработана, а российский мазут нашел применение на региональных рынках для заправки судов, переработки и производства электроэнергии.
5 февраля 2023 г. в силу вступит эмбарго ЕС, а также потолок цен на поставляемые морем российские нефтепродукты.
Ранее Reuters писал, что западные санкции могут значительно снизить экспорт нефтепродуктов из России, но поставки нефти, напротив, могут вырасти, поскольку нефть легче экспортировать, чем нефтепродукты, для которых требуются танкеры меньшего размера и рынки в непосредственной близости.
Тем не менее, в крупных азиатских хабах могут быть востребованы российские виды топлива, такие как газойль, нафта и мазут, поскольку многие азиатские страны не занимают жесткой позиции в отношении санкций, как США и ЕС.