Договор подписали в Вильнюсе вице-президент ЕИБ Т. Острос и руководитель Клайпедского порта А. Латакас.
Общая стоимость проектов, для реализации которых порт привлекает кредит ЕИБ, составляет 137 млн евро.
Основная цель проекта заключается в том, чтобы морской порт мог принимать более крупные суда и, следовательно, повышать производительность.
Транспортный узел будет предназначен для самых разных товаров и грузов.
В рамках новой политики кредитования транспорта ЕИБ обезуглероживание портов, а также меры по борьбе с изменением климата и экологической устойчивости являются приоритетами для ЕИБ.
Деньги пойдут на реконструкцию, расширение причалов порта, дноуглубление, улучшение железнодорожного подъезда, а также на другие работы, предусмотренные в генеральном плане модернизации порта.
Тезисы Т. Остроса:
- ЕИБ хочет поддержать курс Клайпедского порта на устойчивость и экологичность.
- Проект имеет стратегическое значение для литовской экономики и развития морского транспорта в Европе, поскольку он также предлагает переход от автомобильного к морскому транспорту.
- Ускорение перехода к «зеленым» технологиям является одним из основных приоритетов ЕИБ.
- Декарбонизация, электрификация и цифровизация портовых операций - всего этого мы хотим добиться.
- ЕИБ понимает риски, с которыми в настоящее время сталкивается Клайпедский порт, но инвестиции рассчитаны на будущее.
- ЕИБ не согласился инвестировать только в развитие инфраструктуры для ископаемого топлива, и для получения кредита Клайпедский порт выполнил все требования банка.
- Соглашение о финансировании, которое мы подписали, позволит нам продолжить реализацию нашего амбициозного видения современного и устойчивого порта, предоставляющего услуги высочайшего качества. Мы стремимся принимать самые большие суда, которые могут заходить в Балтийское море.
- Надлежащая инфраструктура — глубина порта, современные причальные стенки, удобная портовая железнодорожная сеть — необходимые условия для воплощения этого видения в жизнь.
- Клайпедский порт является одним из крупнейших транспортных узлов в Литве, предоставляя нашим предприятиям доступ к мировым рынкам, а также обеспечивая энергетическую независимость Литвы.
- На протяжении многих лет мы последовательно инвестируем в инфраструктуру порта и намерены продолжать инвестиционные проекты для обеспечения конкурентоспособности порта в регионе.
- В настоящее время также ведутся переговоры с различными международными финансовыми учреждениями о новых инвестициях в реализуемые в Литве транспортные проекты.
Кроме того, дирекция подписала договор на сумму в 150 млн евро о реконструкции северного и южного волнорезов порта, а также об углублении внутреннего и внешнего каналов.
Клайпедский порт - мультимодальный, универсальный глубоководный порт, в котором действуют 14 крупных стивидорных, судоремонтных и судостроительных компаний, самый северный незамерзающий порт на восточном побережье Балтийского моря и крупнейший в странах Балтии.
Кредит ЕИБ дополнит финансирование из грантов ЕС (77 млн евро) и Северного инвестиционного банка (кредит на 68 млн евро, подписанный в начале 2020 г., часть которого будет софинансировать проект ЕИБ).
Ранее в этом году ЕИБ также объявил, что оказывает консультационную поддержку Управлению внутренних водных путей Литвы (LIWA) для продвижения экологически чистых внутренних грузовых перевозок между двумя крупными городами Клайпедой и Каунасом.
Без выбросов CO2 этот проект сыграет решающую роль в возрождении грузовых перевозок на крупнейшей реке Литвы.
AB Klaipedos nafta (KN) как оператор Клайпедского СПГ-терминала совместно с оператором газотранспортной системы AB Amber Grid также изучают возможности увеличения существующих регазификационных мощностей.
Более того, компании рассматривают увеличение мощности газотранспортной системы (ГТС) в соответствующие точки входа и выхода и возможность резервирования дополнительных мощностей по импорту СПГ в будущем.
Реализация проекта должна создать дополнительные мощности по импорту СПГ до 2,5 млрд м3/год предварительно со 2го полугодия 2026 г.
Предварительно KN и Amber Grid оценят спрос участников рынка на расширенную мощность.
компании объявили о начале процедуры open season с 19 декабря 2022 г. до 1 февраля 2023 г.
Объявление о решении провести обязательную фазу процедуры последует позже и будет опубликовано к 1 марта 2023 г.
Ранее Klaipedos Nafta воспользовалась своим правом на приобретение плавучего хранилища регазификации (FSRU) Независимость у норвежской компании Höegh LNG, занимающейся проектами плавучих терминалов.
Ранее оператор уже сообщал, что рассматривает возможность расширения инфраструктуры для приема СПГ.
В настоящее время с СПГ-терминала в Клайпеде ежесуточно в газотранспортную систему Литвы подается чуть больше 10 млн м3/сутки.