Об этом сообщил замминистра транспорта А. Пошивай в ходе 4го российско-китайского энергетического бизнес-форума, открывшегося 29 ноября 2022 г. в формате видеоконференции.
Тезисы А. Пошивая:
- конкретные условия грузоперевозок определяются межправительственными соглашениями;
- проработать вопрос признания российских страховок предстоит со всем миром;
- в настоящее время суда под государственным флагом РФ, которым отказано в страховании западными компаниями, были застрахованы в российских страховых компаниях и перестрахованы в Российской национальной перестраховочной компании (РНПК, дочка Банка России);
- страховое обеспечение российских страховых компаний включает все риски морских перевозок в соответствии с международными требованиями;
- российские страховки применяются уже много месяцев;
- в свою очередь РНПК увеличила свой уставный капитал до 750 млрд руб., но сейчас на самом деле он практически безлимитный;
- ЦБ для РНПК является гарантом, т.е. гарантии (при перестраховании) могут применяться для любого объема российской нефти и нефтепродуктов;
- для успешной работы нужна практика.
С введением санкций российским морским перевозчикам стали недоступны услуги по страхованию в Западной Германии.
Зависимость от западных перестраховщиков
Слишком поздно власти обратили внимание на эту проблему.Долгие годы власти РФ не обращали внимание на то, что судоходство России чрезвычайно зависит от европейских перестраховщиков.
Запрет на страхование нефтеналивных танкеров, перевозящих нефть РФ, лишил Россию доступа на рынок страхования Lloyd's.
Экспорт российской нефти нефтеналивными танкерами составляет около 70% по разным данным.
Ограничение по страховке - это удар болезненнее эмбарго.
Это может сократить поступление так нужных средств для продолжения СВО на Украине, поскольку предполагается запрет судоходным, страховым и перестраховочным компаниям обрабатывать партии российской нефти по всему миру, если они не были проданы по цене ниже предела, установленного G7 и ее союзниками.
Санкции, введенные в ответ на СВО РФ на Украине (см. за 29 ноября 2022 г.), ограничили возможность России обеспечивать дорогостоящее страхование ответственности своих судов, что наиболее болезненно ударило по танкерам - газовозам и нефтеналивным танкерам.
Этот рынок требует значительных финансовых затрат и оккупирован европейскими страховыми компаниями.
Танкеры без страховки не получат разрешения на пребывание в водах стран - потребителей нефти, поскольку страховка покрывает затраты на ЛАРН в случае столкновения судов или загрязнения акватории в результате разлива нефти.
Кроме того, сложности возникали из-за существенного удорожания морских перевозок, непризнания сертификатов страхования, выданных российскими страховщиками и РНПК, из-за объявления синдикатами Lloyd's российских вод зоной военных рисков.
Действия властей РФ
Владелец танкера может не делать страховку КАСКО, но без страхования ответственности судовладельца обойтись просто нельзя.Лимиты по договорам страхования ответственности владельцев нефтеналивных танкеров могут достигать 2 млрд долл США.
Нужна перестраховка.
В отсутствие западных перестраховщиков власти РФ предлагают РНПК, докапитализация которой до 750 млрд руб. может обеспечить перестраховку ответственности судовладельца.
Ранее Bloomberg со ссылкой на распоряжение турецкого Минтранспорта писал, что власти Турции введут с 1 декабря дополнительное требование к перевозящим нефть нефтеналивным танкерам для прохода через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, что может ограничить торговлю российским сырьем.
При этом российским нефтяникам свободно получить страховку в рамках нового санкционного режима (см. 6й пакет санкций ЕС) станет практически невозможно: с 5 декабря она будет доступа лишь нефтеналивным танкерам, которые перевозят нефть по цене ниже установленного потолка.
В октябре стало известно, что Россия создает «теневой нефтеналивной флот» для обхода нефтяного эмбарго и потолка цен.