Газпром может законсервировать газоперекачивающее оборудование на головных КС Северных потоков
Перенос оборудования с КС Портовая на другие КС неактуален, т.к. оно уникально, тогда как на КС Славянская установлены российские ГПА, широко используемые при развитии ГТС России.
Источник: Газпром
Об этом 28 ноября 2022 г. сообщил Ъ со ссылкой на источники, знакомые с планами Газпрома.
После консервации все оборудование останется на КС, перевозить его на другие площадки Газпром не планирует.
При необходимости оборудование может быть введено в работу в короткие сроки.
По оценкам С. Кондратьева из Института энергетики и финансов, работы по консервации могут занять до 3-5 месяцев, многое будет зависеть от того, кто к этому будет привлечен.
Затраты оценить сложно, в среднем они могут составить до 2-3 млрд руб.
На КС Портовая мощностью 366 МВт установлены 8 газоперекачивающих агрегатов (ГПА).
В составе 6 основных ГПА работали турбины Siemens SGT-A65 мощностью 52 МВт (произведены на базе авиационных двигателей Rolls-Royce), в составе 2 резервных - SGT-A35 мощностью 27 МВт.
Перенос оборудования с КС Портовая на другие КС неактуален, т.к. на станции используются уникальные ГПА.
КС Славянская имеет сопоставимую мощность (352 МВт), но на ней установлены российские ГПА - 11 ГПА-32 Ладога.
Эти ГПА широко используется при развитии газотранспортной системы (ГТС) России, в частности, они работают на КС МГП Сила Сибири-1 и КС Русская, головной КС МГП Турецкий поток.
Газпром сейчас прорабатывает перспективы создания крупного газового хаба в Турции, для чего может потребоваться строительство еще 2 ниток МГП Турецкий поток, чтобы довести общую мощность системы до 63 млрд м3/год.
КС Русская, изначально проектировавшаяся под нереализованный МГП Южный поток, рассчитывалась именно на мощность 63 млрд м3/год.
26 сентября 2022 г. в результате взрывов были повреждены обе нитки МГП Северный поток-1, а также одна из ниток (Line A) МГП Северный поток-2.
На момент взрывов ни один из Северных потоков газ не прокачивал.
31 августа 2022 г. МГП Северный поток-1 был полностью остановлен, поскольку на КС Портовая в работе не оставалось ни одного ГПА из-за проблем с текущим и капремонтом, который Siemens не смогла провести из-за несогласованности санкционных режимов Канады, Великобритании и ЕС.
МГП Северный поток-2 не был введен в коммерческую эксплуатацию, хотя его строительство завершилось в сентябре 2021 г., а технологическим газом газопровод был заполнен газом в декабре.
Накануне начала военных действий РФ на Украине Германия окончательно остановила процедуру сертификации газопровода.
Проведенные обследование мест происшествия показало, что повреждения на 2 пострадавших нитках МГП Северный поток-1 и 1 нитке МГП Северный поток-2 значительные.
Газпром считает нецелесообразным их восстановление без гарантий востребованности и безопасности со стороны ЕС и Германии.
Глава Газпрома А. Миллер 12 октября говорил, что нет ответа на вопрос, как и зачем восстанавливать нитки МГП Северный поток-1, если двигатели КС Портовая находятся в нерабочем состоянии.
В случае с МГП Северный поток-2 ситуация осложняется отсутствием сертификации и санкциями США против оператора проекта Nord Stream 2 AG.
Одна из ниток МГП Северный поток-2 могла остаться незатронутой, в ней снижено давление, Газпром ведет работу по ее обследованию.
Власти РФ и Газпром подтвердили готовность России поставлять газ по неповрежденной нитке МГП Северный поток-2 в случае получения регуляторных разрешений.
В свою очередь, власти Германии не верят в возможность того, что Line B МГП Северный поток-2 уцелела после инцидентов 26 сентября и поставки по ней могут быть безопасны.
Канцлер ФРГ О. Шольц в опубликованном 27 ноября интервью журналу Focus назвал ввод в эксплуатацию ставшейся неповрежденной нитки МГП Северный поток-2 маловероятным.