Тезисы КТК:
- Подводное оборудование выносного причального устройства было признано годным к дальнейшей эксплуатации без ограничений, что позволит выполнять текущие заявки грузоотправителей нефти.
- Стоит отметить эффективное взаимодействие КТК и грузоотправителей, благодаря которому был сформирован временной промежуток между танкерными позициями в светлое время суток для необходимой водолазной инспекции.
- На ВПУ-1 в настоящее время осуществляются мероприятия по промывке грузовой системы для подготовки к последующей замене поврежденного танка плавучести (ТП).
- Предквалификационный отбор подрядчиков для оказания услуг по замене ТП из имеющихся в резерве в Консорциуме практически завершен. В отборе участвовали как российские, так и зарубежные компании.
При этом, Консорциум отметил, что 3й причальный пункт работает в интенсивном режиме и сможет загружать до 3,5 млн т/месяц нефти.
В Казмунайгазе заявили, что мощности по транспортировке удовлетворяют объемы текущей добычи.
Однако, ремонт все же затянется: при благоприятной погоде на эти мероприятия понадобиться по месяцу на каждый агрегат.
При этом, министр энергетики Казахстана Б. Акчулаков заявил, что республика рассматривает альтернативные маршруты транспортировки нефти.
Тезисы Б. Акчулакова:
- Мы всегда говорим, что КТК на сегодняшний день является наиболее экономически рентабельным маршрутом отгрузки казахстанской нефти, экспорта.
- Соответственно, основная задача – сохранить бесперебойную работу данного маршрута для того, чтобы иметь устойчивый канал сбыта экспорта казахстанской нефти. Это очень немаловажно и значительно для роста экономики в целом Казахстана.
- Мы в ближайшие 2 года собираемся увеличить добычу нефти за счет расширения наших крупных месторождений, поиска новых, ввода в эксплуатацию новых небольших месторождений. В целом мы прогнозируем рост: в этом году план — 85,7 млн т, добыча в Казахстане вырастет до 103 млн т, может быть, до 107 млн т.
- Соответственно, это объемы свыше тех, которые мы сегодня на экспорт отгружаем. Конечно, в такой ситуации мы должны подумать о том, как эти сверхобъемы иметь возможность отгрузить.
- В качестве новых вариантов обсуждаются возможности поставок в Китай и через Каспийское море.
- Это маршруты и увеличение отгрузок в сторону КНР по существующему нефтепроводу, где у нас есть еще резервы. И, конечно, это поставка нашей нефти через Каспийское море.
- Мы неоднократно говорили, что нашими партнерами по Каспийскому морю по данным альтернативным нагрузкам и Азербайджан, и Иран могут быть.
- В силу разных обстоятельств Иран имеет свои особенности, в случае с Ираном, вы знаете, что это вопросы и текущих санкций в отношении этой стороны, поэтому эти вопросы индикативные, но, тем не менее, мы их рассматриваем.
- Что касается отгрузки через азербайджанское направление, то это вопрос технический. Вопрос стоит не о каких-то огромных объемах отгрузки, а от той избыточной части нефти, которая у нас может появиться.
Агентство Рейтер 12 августа со ссылкой на источники сообщило, что Казахстан ведет предварительные переговоры с Азербайджаном о поставках части нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.
В КМГ пояснили, что компания прорабатывает все возможные маршруты транспортировки нефти.
Азербайджан имеет 2 нефтепровода: Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса, и они могут быть потенциально использованы для транспортировки казахстанской нефти.