Газпром проектирование проводит закупку на проведение инженерных изысканий по объекту «Восточная система газоснабжения».
Изыскания будут идти по 2 объектам:
- расширение ЕСГ на участке КС Аганская - КС Володино,
- перемычка на участке КС Володино - Иркутск (участок КС Володино - км 3000).
- воздушное лазерное сканирование,
- цифровая аэрофотосъемка,
- обследование пунктов государственной геодезической сети,
- создание каркасной спутниковой геодезической сети.
Данные закупок указывают на то, что МГП Сила Сибири-2 в начальной части своей трассы будет дублировать трассу МГП Алтай.
МГП Алтай изначально задумывался как западный маршрут безтранзитных поставок газа в Китай с месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).
Планировавшийся маршрут МГП Алтай: компрессорная станции (КС) Пурпейская в ЯНАО - далее на юг по территории ХМАО, Томской, Новосибирской областей, Алтайского края и республики Алтай - пересечение российско-китайской границу - территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.
Однако проект застопорился по многим причинам:
- длинное плечо доставки делало транспортную составляющую дороговатой для китайцев в цене на газ, а мы знаем, что газопроводы у Газпрома откровенно недешевые;
- переговоры Газпрома с CNPС затянулись. Даже В. Путин не смог подписать контракт;
- очень вовремя случились протесты экологов и деятельных американцев, озабоченных судьбой высокогорного плато Укок (объект в составе Всемирного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая», священным местом для буддистов и алтайских язычников, более 100 курганов, птичка Ирбис найдена в бассейне реки Аргут хребта Табын-Богдо-Олана Укоке), американцы начали кампанию под девизом Keeping Pipelines Off Ukok (Прочь газопроводы от Укок);
- сложность реализации проекта в горной местности,
- позиция Монголии, умело продвигавшей идею с транзитом газа через ее территорию.
Более 30% опрошенных читателей Neftegaz.RU уверены, что изменение маршрута газопровода связано с позицией Монголии по строительству ГЭС в притоках Байкала.
В итоге был выбран маршрут с транзитом газа через Монголию (продолжение МГП Сила Сибири-2 на территории Монголии - МГП Союз Восток).
Преимущества для России монгольского маршрута:
- позволяет проложить трассу по более равнинным районам, что упрощает строительство;
- решает важнейшую задачу, соединяя газотранспортные системы центральной части страны и Восточной Сибири.
Согласно данным закупок Газпром проектирования, МГП Сила Сибири-2:
- в своей западной части будет на 2/3 совпадать с трассой МГП Алтай, уходя на восток в Иркутскую область от КС Володино на юге Томской области;
- далее возможно прохождение трассы по территории Красноярского края или Кемеровской области с дальнейшим выходом в Иркутскую область;
- по территории Иркутской области газопровод пройдет с севера на юг через г. Зима и Саянск, г. Черемхово, далее по территория Тункинского, Кяхтинского и Закаменского районов Бурятии, подойдя к границе с Монголией в районе г. Кяхта.
Западный маршрут обсуждается с Китаем с 2006 г.
В 2015 г. Газпром и CNPC заключили соглашение об основных условиях трубопроводных поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по западному маршруту, но в плоскость предметных переговоров проект вступил лишь в 2019 г.
Газпром отмечает, что достижение договоренностей с Китаем обычно быстрым не бывает, тем более, что МГП Сила Сибири-2 будет самым протяженным и самым мощным из 3 маршрутов поставок газа в Китай.
Газпром проводит оценку возможности осуществления поставок газа через территорию Монголии в объеме до 50 млрд м3/год газа.
Тогда как проектная пропускная мощность:
- действующего Восточного маршрута (МГП Сила Сибири-1) составляет 38 млрд м3/год газа (будет достигнута в 2024 г., план на 2022 г. - 15 млрд м3),
- готовящегося дальневосточного маршрута (МГП Сила Сибири-3) - 10 млрд м3/год.