Москва, 1 авг - ИА Neftegaz.RU. Грузопоток по Северному морскому пути (СМП) по состоянию на июль превышает план на 5%, заявил вице-премьер РФ А. Новак на совещании у председателя правительства М. Мишустина.
Тезисы А. Новака:
- Северный морской путь – это новый глобальный транспортный коридор. Ключевые социально-экономические задачи, которые он должен решать:
- обеспечение северного завоза для наших регионов Арктической зоны;
- вывоз продукции в рамках тех инвестиционных проектов, которые реализуются в Арктической зоне, вывоз продукции прежде всего на мировые рынки, доставка грузов для реализации этих проектов;
- обеспечение международного транспортного транзита Европа – Азия.
- В рамках координационного центра осуществляется комплексный мониторинг текущей ситуации, реализации проектов, которые обеспечивают загрузку Северного морского пути, строительство судов, ледоколов, строительство портовой инфраструктуры, навигационной инфраструктуры, аварийно-спасательной.
- Если говорить об итогах развития СМП, то в 2021 г. грузопоток составил 35 млн т, что выше плана на 2 млн т, плюс 6%.
- В этом году уже по состоянию на июль-месяц мы еще прирастаем на 5%.
- Что касается перевозки транзитных грузов, здесь за последние 2 года рост составил в 3 раза.
- А количество рейсов по СМП удвоилось – до 1627.
- Ожидаемый перспективный грузопоток – задача, которая была поставлена президентом, 2024 год – 80 млн т. К 2030 году, по данным компаний, которые будут перевозить свою продукцию, объем может составить около 200 млн т.
- Общий эффект прироста ВВП от реализации проектов к 2030 г. составит около 30 трлн руб. Прирост налоговых поступлений мы ожидаем более чем на 10 трлн руб.
По его словам, это требует значительной работы по расширению инфраструктуры по всему маршруту Северного морского пути.
Вице-премьер сообщил, что с учетом выбытия 3 ледоколов в ближайшей перспективе из-за выработки ресурса планируется до 2030 г. строительство еще 6 ледоколов.
Из них 4 – за счет внебюджетных средств, и 2 атомных ледокола и судно перезарядки – за счет финансирования из бюджета.
В рамках развития портовой инфраструктуры завершается строительство терминала Утренний.
Начали строить порт Бухта Север, угольный терминал Енисей, начали подготовку к строительству порта Наглейнын на Чукотке.
В прошлом году расширили также морской канал в Обской губе для прохода крупнотоннажных судов.
Особое внимание уделяется развитию аварийно-спасательной инфраструктуры СМП, арктической спутниковой группировки для прогнозирования метеорологических и ледовых условий, обеспечивающей связь и интернет.
В соответствии с планами развития инфраструктуры перевалочные мощности должны к 2024 г. увеличиться с существующих 32 млн т до 80 млн т.
Также, несмотря на имеющиеся сложности, все инфраструктурные проекты выполняются по плану.
Премьер-министр России М. Мишустин на совещании с вице-премьерами отметил, что кабмин продолжает развивать СМП как важнейший транспортный коридор мирового значения.
Тезисы М. Мишустина:
- Северный морской путь (СМП) особенно важен для России в условиях санкционного давления Запада, когда рушатся логистические цепочки.
- По нему осуществляется основная часть северного завоза, доставляются на мировой рынок металлы, энергоносители, и также идет транзит грузов между Азией и Европой.
- При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.
- Этот надежный морской маршрут, который широко востребован бизнесом и людьми, которые живут в Арктике и на Дальнем Востоке.
И не случайно: в обязанности А. Новака входит координация разработки, реализации и контроля комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. в части энергетики.
М. Мишустин напомнил, что президент России В. Путин подчеркивал, как важно контролировать бесперебойное снабжение жителей и предприятий этих регионов всем необходимым.
По поручению президента создается главное управление Северного морского пути.
Его основной целью станет организация прохода судов, включая выдачу и отзыв разрешений на эту деятельность.
Глава кабмина подписал распоряжение о формировании новой структуры.
Учредителем станем госкорпорация Росатом.
В соответствии с законодательством, Росатом осуществляет централизованное управление СМП.
Госкорпорация будет осуществлять выдачу, приостановление, возобновление и прекращение действия разрешений на плавание судов в акватории СМП, вносить изменения в такие разрешения, а также определять подведомственное учреждение, оказывающее указанные услуги.
По поручению президента Правительство разработало план развития Северного морского пути до 2035 г.
Документ должен быть утвержден в ближайшее время.