Публикация исполнительного директора МЭА Ф. Бироля размещена на сайте МЭА 18 июля 2022 г.
Газовый кризис в Европе, МЭА и Газпром
Ф. Бироль в очередной раз возложил ответственность за сложившуюся ситуацию на газовом рынке Европы на Россию.Также глава МЭА подчеркнул роль МЭА в противодействии рискам, связанным с поставками российских энергоносителей.
Тезисы от Ф. Бироля:
- мир переживает первый по-настоящему глобальный энергетический кризис в истории,
- как МЭА предупреждало в течение многих месяцев, ситуация особенно опасна в Европе, которая находится в эпицентре потрясений на энергетическом рынке,
- газовый кризис в Европе нарастал уже некоторое время, и роль России в нем была ясна с самого начала,
- в сентябре 2021 г. МЭА указало, что Россия препятствует поступлению значительных объемов газа,
- в январе 2022 г. МЭА еще больше забили тревогу, отметив, что значительное и неоправданное сокращение Россией поставок в Европу создало искусственную напряженность на рынках и привело к росту цен,
- после 24 февраля 2022 г., никто не может питать иллюзий относительно рисков, связанных с поставками российских энергоносителей,
- через неделю после начала событий на Украине (см. за 18 июля) МЭА опубликовало план из 10 пунктов по сокращению зависимости ЕС от российского природного газа, в котором изложены практические действия, которые может предпринять Европа:
- максимизировать поставки газа из других источников,
- ускорить развитие возобновляемой энергетики (ВИЭ),
- максимально использовать существующие источники энергии с низким уровнем выбросов (ВИЭ и АЭС),
- усилить меры по энергоэффективности в домах и на предприятиях, снижение температуры отопления,
- послание было ясным: с помощью заблаговременных и последовательных действий можно было бы сократить зависимость ЕС от импорта российского газа на 1/3 в течение 1 года - и сделать это упорядоченным образом, который соответствовал бы климатическим целям ЕС.
С середины 2021 г. Газпром сосредоточился на четком исполнении контрактных обязательств перед своими клиентами в Европе, удовлетворяя также дополнительные заявки со стороны клиентов, но не выводя на рынок дополнительные объемы газа, как это делал в предыдущие годы.
Такие действия МЭА и ЕК посчитали проявлением недобросовестности Газпрома, заявив о его ненадежности как поставщика, несмотря на то, что действия компании четко соответствовали зафиксированным в контрактах обязательствах.
При этом МЭА и ЕК дерзко не замечали:
- действия Газпрома были связаны с развернутой ЕК кампанией против долгосрочных контрактов, что для компании является принципиальным условием,
- искусственное затягивание сертификации уже достроенного на тот момент магистрального газопровода (МГП) Северный поток 2.
Политизированность МЭА печалит, хотя прогнозы у них довольно точные.
Есть прогресс, но надо больше
Ф. Бироль признал успехи в реализации плана из 10 пунктов, в частности, в направлении диверсификации поставок газа, одновременно признавая, что вариантов для замещения российского газа в ЕС на текущий момент нет.Тезисы от Ф. Бироля:
- МЭА видит некоторый прогресс в сокращении зависимости ЕС от российского газа, особенно с точки зрения диверсификации поставок газа,
- однако этого недостаточно, особенно со стороны спроса, чтобы Европа не оказалась сегодня в невероятно опасной ситуации,
- последние шаги России по еще большему сокращению поставок природного газа в Европу в сочетании с другими недавними перебоями в поставках являются тревожным сигналом для ЕС,
- лидеры ЕС проявляют инициативу, чтобы подготовиться к долгой и суровой зиме, потребуется твердая решимость и решимость довести дело до конца,
- Европа вынуждена действовать в условиях постоянной неопределенности в отношении поставок российского газа, и нельзя исключать полного прекращения поставок,
- гораздо лучше предпринять шаги сейчас, чтобы подготовиться к зиме, чем оставить благополучие сотен миллионов людей и европейские экономики на милость погоды или предоставить ненужные дополнительные рычаги давления В. Путину,
- на данный момент поставки газа по МГП Северный поток остановлены в связи с тем, что, по словам России, является плановым техобслуживанием, которое должно закончиться 21 июля,
- Россия в июне значительно сократила поставки по МГП Северный поток, остается неясным, возобновятся ли они 21 июля, и если да, то на каком уровне.
- рассмотрим сценарий, в котором потоки газа по МГП Северный поток возобновляются после 21 июля на сниженном уровне, но в начале отопительного сезона 1 октября поставки российского газа в Европу полностью прекращаются,
- в этой ситуации ЕС должен был бы к этому моменту заполнить свои газовые хранилища более чем на 90% от их емкости, чтобы пережить предстоящую зиму,
- и даже в этом случае ЕС все равно может столкнуться с перебоями в поставках во 2й половине отопительного сезона,
- МЭА считает необходимым продолжить снижение потребления газа в Европе, а сэкономленный газ направлять в ПХГ,
- отчасти это уже происходит из-за заоблачных цен на газ, но потребление надо сократить еще сильнее,
- согласно новому анализу МЭА, дополнительный объем газа, который необходимо сэкономить в течение следующих 3 месяцев, составляет порядка 12 млрд м3 - этого достаточно, чтобы заполнить около 130 танкеров-газовозов СПГ,
- категорически недостаточно просто полагаться на газ из нероссийских источников:
- эти поставки недоступны в объемах, необходимых для замены недостающих поставок из России,
- недостаточно, даже если поставки газа из Норвегии, Азербайджана и Северной Африки будут осуществляться на высоком уровне,
- недостаточно, даже если внутренняя добыча газа в Европе продолжит следовать последним тенденциям и если приток СПГ увеличится такими же рекордными темпами, как в 1м полугодии 2022 г.,
- это слишком много «если».
Экономика реально положена на алтарь политики.
Предстоящий осенне-зимний период (ОЗП) в Европе будет сложным, несмотря на принимаемые меры по заполнению подземных хранилищ газа (ПХГ):
- ПХГ не предназначены для накопления газа для прохождения ОЗП,
- ПХГ служат для сглаживания зимних пиков спроса для обеспечения непрерывного газоснабжения в период резкого похолодания.
- высокий уровень заполненности ПХГ в большей степени обеспечивает возможность быстро поднимать газ из ПХГ для снабжения потребителей.
Совет ЕС 27 июня 2022 г. утвердил регламент о заполнении ПХГ, согласно которому ПХГ в странах ЕС должны быть заполнены:
- не менее чем на 80% (рекомендуемый уровень 85%) их вместимости до зимы 2022-2023 гг. (до 1 ноября),
- до 90% - до следующих зимних периодов.
При этом по-прежнему остается непонятным, почему проблемы МГП Северный поток, созданные санкциями Канады, которые действительно могут привести к дальнейшему снижению прокачки, должны повлиять на поставки по другим маршрутам (ГТС Украины и МГП Турецкий поток).
Новый план МЭА. На этот раз 5 пунктов
Для того, чтобы справиться с повышенным риском перебоев в поставках газа, который видит МЭА, Ф. Бироль предлагает следующий план, который позволит достичь уровня заполненности ПХГ в 90%.План МЭА:
- Внедрить платформы для стимулирования промышленных потребителей газа в ЕС к сокращению спроса. Промышленные потребители газа могут предложить часть своих контрактных поставок газа в качестве продуктов для снижения спроса в качестве компенсации, что может привести к повышению эффективности и проведению конкурентных торгов, такие модели аукционов разрабатываются в Германии и предлагаются в Нидерландах.
- Минимизировать использование газа в энергетическом секторе. Этого можно добиться путем временного увеличения выработки электроэнергии на угле и мазуте при одновременном ускорении развертывания низкоуглеродных источников, включая атомную энергетику, где это политически приемлемо и технически осуществимо.
- Улучшить координацию между газовыми и электрическими операторами по всей Европе, в т.ч. в отношении механизмов снижения пиковых нагрузок, что может помочь уменьшить влияние снижения потребления газа на энергосистемы. Эти меры должны включать строгое сотрудничество по эксплуатации тепловых электростанций на национальном и европейском уровнях.
- Снизить спрос на электроэнергию в домохозяйствах, установив стандарты охлаждения и контроль. Правительственные и общественные учреждения должны взять на себя инициативу в этом, чтобы подать пример, в то время как кампании должны поощрять изменения в поведении потребителей.
- Гармонизировать планирование в чрезвычайных ситуациях по всему ЕС на национальном и европейском уровнях, включая меры по сокращению поставок и механизмы солидарности.
- Кампании по информированию общественности в контексте энергетического кризиса ранее были успешными в снижении краткосрочного спроса на энергию на несколько %.
- Простые шаги, такие как уменьшение отопления на 2оС в Европе, могут сэкономить столько же природного газа, сколько зимой поставляется по МГП Северный поток.
По сути новый план МЭА предполагает перевод генерации в Европе на использование мазута и угля вместо природного газа.
Это предложение содержалось еще в плане из 10 пунктов, но как дополнительный вариант, поскольку не соответствует климатическим целям ЕС.
Однако сейчас зеленая повестка уходит в тень в перспективе подготовки к наступающей зиме.
Исходные данные, которые использует МЭА, по-прежнему неочевидны:
- неясно откуда следует утверждение о том, что снижение температуры отопления на 1оС экономит 10 млрд м3/год газа (именно оттуда вытекает утверждение о том, что уменьшение отопления на 2оС заменяет МГП Северный поток в зимние месяцы).
- замена газа на уголь и мазут также упирается в то, что с 10 августа 2022 г. вступает в силу запрет на поставки российского угля в ЕС, а с 5 февраля 2023 г. - на морские поставки нефтепродуктов.
- помимо ограниченных поставок газа в течение ОЗП 2022-2023 гг. ЕС рискует столкнуться с дефицитом угля и нефтепродуктов.