Россия прекратила поставки СУГ на Украину 24 февраля после начала специальной военной операцией (см. за 12 июля).
При этом, также был остановлен железнодорожный транзит СУГ в Румынию, Венгрию и Молдову через Украину, что вынудило экспортеров искать новые маршруты.
По данным Refinitiv, Финляндия, еще 1 крупный экспортный маршрут российского СНГ, резко сократила закупки.
В 2021 г. Россия экспортировала 25% СУГ на Украину и в Финляндию.
В этом месяце около 3000 т. СУГ из г. Сургута будут перевезены по железной дороге вагонами - цистернами в грузинский город Поти, а затем морским паромом - в болгарский г. Варна.
Поставки были от Газпрома и Сургутнефтегаза.
Отгрузки СУГ через порт Поти планируются из-за ограниченных возможностей продаж на других основных экспортных маршрутах.
Болгария потребляет около до 35 тыс т/мес СУГ:
- около 10 000 т/мес - объемы собственного производства
- остальное импортирует из Румынии и России.
Ж/д поставки СУГ из Сургута через г. Поти в Болгарию примерно на 50% выше, чем поставки в ЕС через Украину:
- железнодорожный маршрут из Сургута до парома в порту Поти - около 9500 руб/т ( 162 долл США/т. по курсу 58,38),
- паромное сообщение между Поти и Варной - до 150 долл США/т.
Для любознательных напомним, что в 2012 г. Газпром нефть NIS прикупила нефтетерминал в Болгарии, общей вместимостью резервуаров 25,5 тыс м3 для дизель ного топлива, бензина, СУГ, биодизеля и этанола, а также автоматический дозатор добавок.