Россия сокращает путь до азиатских рынков
Первые СПГ-танкеры прошли по СМП в восточном направлении
Источник: НОВАТЭК
Танкер - газовоз Николай Евгенов, обычно доставляющий СПГ во Францию и Испанию, 16 июня покинул порт Сабетта на Ямале и отправился на восток.
Сейчас танкер - газовоз у берегов Сахалина, конечный пункт неизвестен.
Следом за ним следует СПГ-танкер Георгий Брусилов.
Он вышел из Сабетты 23 июня, сейчас обошел остров Котельный и проходит через Восточно-Сибирское море.
Именно здесь находится Айонский ледовый массив - пожалуй, самое опасное место Северного морского пути.
Судя по данным навигационных порталов, танкеры идут без ледокольной проводки, которую традиционно обеспечивал атомный ледокол Ямал.
Тем не менее, карты ледовой обстановки сообщают о высокой концентрации льда в этом районе.
Путь по СМП в Азию занимает 3 недели и в 2 раза короче маршрута через Европу, что позволяет экономить как время, так и затраты.
Как правило, российский СПГ перегружают с танкеров - газовозов ледового класса в бельгийском Зебрюгге и доставляют в Азию традиционными, конвенциальными газовозами через Суэцкий канал.
Обычно навигация по СМП начинается в июне, а заканчивается в декабре.
В 2020 г. ее начали в мае, но в 2021 г. из-за ледовой обстановки отложили так же, как и в 2022 г., до середине июня.
В январе 2021 г. произошла самая поздняя транспортировка СПГ по СМП, но тогда Николай Евгенов повредил одну из двигательных установок и после рейса вынужден был встать в Европе на ремонт.
Сейчас, из-за спецоперации РФ на Украине (см. за 27 июня) путь в европейские СРЗ для российских газовозов заказан, нужно быть осторожнее.
При этом НОВАТЭК стремительно наращивает арктический флот и заинтересован в развитии судоремонтной базы на российском Дальнем Востоке для СПГ-танкеров.
Восточное направление становится более актуальным для России и из-за стремления Европы снизить импорт российских углеводородов.
Кроме того, с апреля импорт сырой нефти в Индию из России подскочил более чем в 50 раз и составил 10% всего индийского импорта.
Российский сорт нефти составил сильную конкуренцию иракским сортам.
Россия улучшила качество своей флагманской нефти сорта Urals.
Согласно данным, предоставленным Reuters, за последние 2 месяца российский сорт Urals стал немного слаще - с более низким содержанием серы - и легче, с более высокими значениями плотности в градусах API.
Более низкий спрос на нефть с низким содержанием серы в России и сокращение операций на нефтеперерабатывающих заводах на юге России, относительно близких к Украине, могут быть 2 причинами того, что более сладкая и легкая нефть сорта Urals в настоящее время отправляется на азиатский экспорт из России.