Рабочая встреча В. Путина и А. Чибиса состоялась 21 июня 2022 г. в Кремле, сообщается на официальном сайте президента.
В начале встречи В. Путин охарактеризовал ситуацию в регионе как удовлетворительную, отметив рост внутреннего регионального валового продукта, промпроизводства, сельского хозяйства и строительства.
А. Чибис сообщил, что инвестиции в регионе за 3 года, несмотря на COVID-19 выросли на 30%, в натуральном выражении это 600 млрд руб.
Рост промпроизводства составил 17%, рост экономики - 16%.
В сравнении с 2018 г. доходная база увеличилась в 1,8 раза и Мурманская область впервые стала бездотационным субъектом РФ.
Говоря о потенциале развития Мурманской области, А. Чибис назвал ключевым решение о газификации региона.
Газификация Мурманской области
А. Чибис сообщил, что мазутозависимость негативно сказывается на социальной ситуации в регионе, тогда как газификация даст новые возможности для развития экономики области и всей Арктики, создав другой технологический уклад промышленности.В настоящее время в Мурманской области развивается добыча ресурсов, но переработка отсутствует.
Тезисы от А. Чибиса:
- сейчас добываются ресурсы, ... а переработки нет, потому что нет газа,
- если появляется в Мурманской области газ, то возникает тема переработки тех ресурсов, которые мы добываем на Кольском полуострове,
- буквально 3 примера:
- ФосАгро - крупнейший в мире производитель удобрений, может не просто вести добычу апатитового концентрата и отправлять его за пределы региона, а организовать производство минеральных удобрений прямо на территории и отправлять их портом потребителям,
- ЕвроХим - завод по производству аммиака, если есть газ, коллеги готовы это проинвестировать,
- серная кислота, которая есть у Норникеля как побочный продукт, и апатитовый концентрат у ФосАгро - совместное производство позволит создать базу для стройматериалов: от цемента до глинозема,
- это совершенно другой технологический уклад,
- по самым скромным подсчетам, то, что мы с Минпромторгом считали и с коллегами обсуждали, при газификации минимум 400 млрд руб. инвестиций, 20 тыс. новых рабочих мест, это еще пока только с теми резидентами, которые есть на территории,
- мазутозависимость приводит к очень высоким платежам населения за коммунальные услуги,
- у нас отопительный период - 9 месяцев в году,
- и несмотря на то, что у нас один из самых высоких платежей и тарифов, при той стоимости мазута, которая была в эту зиму, мы вынуждены были заложить 10 млрд руб. из тех дополнительных доходов, которые получили, для того, чтобы компенсировать межтарифную разницу,
- эти деньги могли бы направить на дороги, школы, больницы, детские сады,
- газификация позволит снизить до 30% платежи населения,
- тема экологии - мы за 3 года сократили более чем на 80% выбросы диоксида серы, модернизировав либо закрыв вредные производства, и сейчас начинаем строить новые производства,
- главный загрязнитель теперь у нас - трубы ТЭЦ, угольных и мазутных котельных.
В связи с этим А. Чибис попросил В. Путина поддержать тему газификации Мурманской области.
Этот вопрос был предварительно отработан на уровне правительства РФ, в результате было принято официальное решение о газификации.
Целесообразной признана газификация путем строительства магистрального газопровода (МГП) Волхов - Мурманск, который обеспечит газификацию Мурманской области от Единой системы газоснабжения из Ленинградской области.
Протяженность газопровода составит 1367 км.
Тезисы от А. Чибиса:
- этот проект известен достаточно давно,
- правительство понимает, что это необходимо, но необходимо Ваше решение, чтобы запустить этот процесс и определить источники финансирования, в т.ч. параметры той цены, которая будет для конечных потребителей,
- это очень важный аспект, потому что, по прошлым расчетам, окупаемость проекта, хотя этот вопрос тоже зависит от срока кредита, стоимости денег и прочего…
- допустим, при цене 13 руб./м3 понятно, что цена должна быть не более 8 руб./м3, чтобы она была адекватна для людей и промышленных предприятий.
Напомним, что ранее для Мурманской области рассматривались 2 варианта газификации - строительство газопровода и регазификационного терминала с поставкой СПГ.
Однако сейчас выбран итоговый вариант со строительством МГП Волхов - Мурманск.
Наращивание потребления газа на Северо-Западе России для Газпрома является важной задачей в свете решения задействовать избыточные российские сухопутные газотранспортные мощности проекта МГП Северный поток 2 для развития газоснабжения регионов Северо-Запада России.
Ранее А. Чибис озвучивал оценку, согласно которой объем потребления газа в Мурманской области через строительство МГП Волхов - Мурманск (с учетом газификации северных районов Карелии) составит 8,6 млрд м3/год, из них 6 млрд м3/год придется именно на Мурманскую область (1,6 млрд м3/год за счет перевода текущей генерации тепла на газ, и еще 4,5 млрд м3/год составит спрос со стороны промышленности).
Газификация и уход от мазутозависимости Мурманской области обойдется более чем в 300 млрд руб.
Мурманский транспортный узел
А. Чибис также озвучил еще ряд перспективных задач для региона, в т.ч. развитие Мурманского транспортного узла (МТУ).МТУ - один из пилотных проектов Арктической зоны, с бюджетом 132,3 млрд руб., в т.ч. 56,6 млрд руб. из бюджета России.
Для соблюдения сроков строительства ж/д к порту Лавна А. Чибис также попросил поддержки у В. Путина
Тезисы от А. Чибиса:
- восточный берег сегодня задействован,
- на западном берегу Кольского залива в 2021 г. мы запустили строительство впервые за много десятилетий нового порта (Лавна - прим. ред.),
- этот порт будет готов в 2023 г.
- принципиально важно доделать туда железную дорогу,
- на 56% сегодня общая готовность проекта, на 90% - земполотна под железную дорогу, 27 млрд руб. уже вложено,
- по ряду причин в 2020 г. была пауза, но по нашей инициативе в правительстве РФ ... были приняты решения и утверждена дорожная карта, чтобы к концу 2023 г. железную дорогу завершить и первые 18 млн т грузов запустить,
- сейчас идет допроектирование, этот проект нужно доделать, потому что если этот проект полностью будет завершен, то Мурманский порт минимум до 80 млн т/год может переваливать уже к 2030 г.,
- Мурманск становится действительно мощным логистическим хабом.