Об этом сообщил замдиректора Дирекции СМП Росатома М. Кулинко в рамках проведения Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022).
ЕПЦС СМП предполагает создание единого цифрового пространства, которое позволит в режиме «одного окна» оказывать различные услуги грузоперевозчикам, судовладельцам и капитанам судов, страховщикам, и другим участникам логистического рынка на СМП.
В т.ч. речь идет об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота.
В рамках единой цифровой платформы планируется собрать все виды информации из всех имеющихся источников, например:
- гидрометеорологические данные,
- расположение судов и ледоколов,
- загруженность портов.
Новые источники информации – это:
- бортовые автоматизированные информационно-измерительные комплексы (БИК), устанавливаемые на судах, работающих в акватории СМП;
- средства авиационной разведки (в первую очередь, БПЛА).
Данная информация собирается сразу с нескольких судов, на которых будут установлены БИКи (предполагается начать с 30 подобных комплексов) путем передачи обработанной информации по штатным судовым каналам спутниковой связи в Штаб морских операций для последующей обработки в ЕПЦС СМП.
Добавим, что важнейшим инструментом обеспечения комплексной безопасности судоходства в акватории СМП станет механизм выдачи/приостановки/изменения/отзыва разрешений на плавание в акватории СМП.
Данные разрешения выдаются заявителям (судоходным компаниям) в зависимости от ледового класса судна как на определенный срок, так и на отдельные рейсы.
Но контроль со стороны уполномоченного органа осуществляется за каждым рейсом судна путем определения соответствия ледового класса судна его возможностям осуществить запланированный маршрут через лед того или иного типа (тяжелые, средние, легкие).
Если состояние ледовой обстановки меняется, то разрешение на плавание в акватории СМП может быть приостановлено, изменено или даже отменено.
При этом, если судно уже находится в акватории СМП, капитану судна или судовладельцу будет предложено изменить запланированный маршрут с целью непопадания в ледовые условия, опасные для данного типа судна.
Полную информационную поддержку данному процессу будет осуществлять как раз ЕПЦС СМП, в т.ч. в автоматизированном режиме, чтобы:
- снизить влияние человеческого фактора;
- обеспечить многофакторный анализ в быстроменяющейся неопределенной обстановке.
В 2021 г. была создана концепция единой платформы, которая была проработана со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и крупнейшими компаниями, осуществляющими свою деятельность в Арктике.
8 февраля 2022 г. Атомфлот (дочка Росатома) заключил договор на создание ЕПЦС СМП с компанией Гринатом – ИТ-интегратором Росатома.
Тезисы М. Кулинко:
- мы бросили сами себе вызов, поскольку готовых решений на российском и международном рынках нет;
- сейчас финансируем опытно-конструкторскую работу (ОКР) по созданию БИК;
- с конца 2023 г. планируем уже запустить первую серийную партию;
- с учетом снимков дистанционного зондирования Земли, полученных с космических аппаратов, комплексная обработка оперативной информации о фактической ледовой обстановке, поступающей одновременно со многих судов и летательных аппаратов, позволит формировать интегрированную комплексную картину состояния льда;
- это, в свою очередь, напрямую влияет на безопасность судоходства и эффективность эксплуатации Севморпути в круглогодичном режиме;
- прототип ЕПЦС СМП будет готов до конца 2022 г.
- сама система будет готова и введена в постоянную эксплуатацию в декабре 2024 г
Создание цифровой экосистемы реализуется в соответствии с утвержденной Правительством РФ инициативой социально-экономического развития до 2030 г. «Круглогодичный Севморпуть», в рамках которой запланировано выделение из федерального бюджета 3,8 млрд руб. до 2024 г.