Объемы перевозки нефти из России судами стран ЕС увеличились в 2 раза с февраля 2022 г.
Британская The Independent считает это насмешкой над санкциями, но признает, что европейские компании вправе получать прибыль от перевозок российской нефти в Индию и Китай
Об этом 5 июня 2022 г. сообщила британская The Independent со ссылкой на анализ данных о доставке Refinitiv, проведенный антикоррупционной группой Global Witness.
В материале отмечается, что судоходные компании, базирующиеся в Греции, на Кипре и Мальте, увеличили транспортировку российской нефти по всему миру в последние недели, несмотря на попытки ЕС ограничить доходы РФ от продажи углеводородного сырья.
В феврале 2022 г. суда перевезли 31 млн барр. российской нефти, а в мае - уже 58 млн барр.
В общей сложности суда, связанные с Грецией, Мальтой и Кипром, с февраля 2022 г. перевезли 178 млн барр. российской нефти на сумму 17,3 млрд долл. США по текущим ценам на российскую нефть.
Если в начале спецоперации, связанные с этими странами суда, перевозили немногим более 1/3 экспорта нефти из российских портов, то к маю 2022 г. эта цифра подскочила до чуть более 50%.
The Independent при этом признает, что европейские компании вправе получать прибыль от таких перевозок в Индию и Китай, поскольку санкции ЕС не предусматривают запрета на транспортировку российской нефти в третьи страны.
ЕС 3 июня 2022 г. ввел 6й пакет санкций против России, включающий отложенное частичное эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из России.
Запрет морских поставок нефти отложен до 5 декабря 2022 г., на нефтепродукты - до 5 февраля 2023 г.
Дополнительные отсрочки получили Болгария, Хорватия и Чехия.
Трубопроводные поставки нефти под запрет не попали, по крайней мере, до принятия единогласного решения Советом ЕС о введении подобного запрета.
Также ЕС ввел запрет на страхование и перестрахование морских перевозок российской нефти и нефтепродуктов в третьи страны, однако сами перевозки под санкции не попали.
Отсутствие запрета ЕС на транспортировку российской нефти британское издание называет огромной дырой в нефтяном эмбарго, а действия греческих и др. судовладельцев, занимающихся перевозками, - насмешкой над санкциями.