Захват, скорее всего, был реакцией на греческие власти, которые по согласованию с США конфисковали нефть с судна под российским флагом за то, что оно якобы перевозило иранскую нефть в нарушение санкций.
Афины заявили, что доставят нефть в Вашингтон.
Один из захваченных в Персидском заливе кораблей, Delta Poseidon типа Suezmax способен перевозить более 1 млн барр. сырой нефти.
Министерство иностранных дел Франции в воскресенье осудило захват Ираном кораблей, назвав серьезным нарушением международного права.
Тезисы МИД Франции:
- Мы призываем Иран немедленно освободить экипажи и суда.
- Франция подтверждает свою приверженность нормам международного права, защищающим свободу судоходства и безопасность на море.
- Мы призываем Иран немедленно прекратить свои действия, которые противоречат этим правилам.
- Экипажи 2, захваченных Ираном судов под греческим флагом, в безопасности и добром здравии.
- Связи между двумя странами всегда основаны на взаимном уважении, им не должны мешать глубоко недальновидные просчеты, включая грабеж по команде 3й стороны.
Греция назвала захват равносильным актам пиратства и предупредила своих граждан не ездить в Иран.
Среди моряков на борту 9 граждан Греции, сообщили в МИД страны, не уточнив национальность.
Согласно последним данным сервиса отслеживания судов, по состоянию на полдень понедельника Prudent Warrior находился в районе иранского порта Бандар-Аббас, недалеко от побережья страны.
Напряженность между Тегераном и мировыми державами растет на фоне застопорившихся ядерных переговоров.
Переговоры, направленные на возрождение Совместного всеобъемлющего плана действий, начались в прошлом году, но до сих пор не привели к какому-либо соглашению.
Кроме того, захват Ираном 2 греческих нефтяных танкеров в Персидском заливе повышает риск дальнейших перерывов в поставках из региона, который является жизненно важным источником глобальных поставок энергии.
Греция является крупнейшей в мире страной, владеющей нефтяными танкерами, что делает любую ссору с Ираном потенциально серьезной для мирового рынка.
Около 27% мирового флота нефтяных танкеров принадлежит грекам, согласно данным Clarkson Research Services Ltd., подразделения крупнейшего в мире судового брокера.
Около 1/5 ежедневных поставок сырой нефти проходит через Ормузский пролив, узкий водный путь, отделяющий Персидский залив от Индийского океана и покупателей сырой нефти по всему миру.