Великобритания может помочь ЕС с импортом альтернативного газа за счет своих регазификационных терминалов
Осталось найти необходимые объемы СПГ, желательно по адекватным ценам...
Об этом 15 апреля 2022 г. сообщила The Daily Telegraph со ссылкой на прогнозы оператора единой энергосистемы Великобритании National Grid.
Ожидается, что в связи с курсом европейских стран на отказ от российских углеводородов, Великобритания планирует на ближайшие 6 месяцев нарастить поставки газа в ЕС по магистральным газопроводам (МГП) BBL и Interconnector.
МГП BBL, введенный в эксплуатацию в 2006 г., соединяет Великобританию с Нидерландами.
Протяженность газопровода - 235 км, пропускная мощность - 16 млрд м3/год газа.
Газопровод Interconnector протяженностью 235 км соединяет регазификационные терминалы для приема сжиженного природного газа (СПГ) в Бактоне (Великобритания) и Зебрюгге (Бельгия).
Пропускная мощность по направлению в Великобританию составляет 25,5 млрд м3/год, из Великобритании - 20,1 млрд м3/год.
В ЕС тем самым надеются достаточно заполнить свои подземные хранилища газа (ПХГ) к зиме 2022-2023 гг., что позволит ЕС в меньшей степени зависеть от импорта газа из РФ.
National Grid допускает ситуацию, при которой приемные СПГ-терминалы и газотранспортная система (ГТС) Великобритании будут использоваться для транзита для идущего в Европу газа.
Компания ожидает, что летом 2022 г. экспорт газа из Великобритании в ЕС может составить 5,1 млрд м3, что значительно превысит показатели 2021 г., когда из-за холодного лета и ограниченных запасов газа в Великобритании экспорт составил лишь 0,7 млрд м3.
National Grid отмечает, что увеличение экспорта газа из Великобритании произойдет в результате "коммерческих договоренностей", а не вследствие политических сделок между правительствами заинтересованных стран.
Потребление газа в Великобритании в последние годы заметно снизилось и по итогам 2020 г. составило порядка 73 млрд м3.
При этом с 2005 г. Великобритания является нетто-импортером газа, покрывая за счет газа собственной добычи (природный газ с шельфа Северного и Ирландского морей, а также ПНГ нефтяных месторождений) 50% своего потребления.
Основным поставщиком трубопроводного газа является Норвегия (около 30% в структуре потребления Великобритании).
Еще более 15% приходится на поставки СПГ из Катара, США и России.
Великобритания является вторым крупнейшим импортером СПГ в Европе после Испании, на территории страны функционируют 3 регазификационных СПГ-терминала суммарной мощностью 49 млрд м3/год.
Регазификационные мощности Великобритании могут быть полезны ЕС, стремящемуся избавиться от зависимости от российского газа за счет СПГ.
Одновременно с отсутствием свободных мощностей по производству СПГ в мире, в странах ЕС, исторически ориентированных на поставки российского газа, недостаточно мощностей (так, в Германии СПГ-терминалов вообще нет, они только будут строиться).
За вычетом регазификационных мощностей Испании, Португалии, Турции и Великобритании (эти страны либо физически не получают российский газ, либо не состоят в ЕС, либо то и другое сразу) мощность приемных СПГ-терминалов в Европе составляет 98,6 млрд м3/год газа.
Но эти мощности не стоят пустыми, в 2021 г. через них было получено 73 млрд м3 газа, что дает свободные мощности для приема СПГ в объеме 25 млрд м3/год.
Британские регазификационные терминалы, соединенные с инфраструктурой ЕС, могут помочь закрыть этот дефицит, осталось только найти недостающие объемы газа.
ЕС в желании избавиться от российского газа предстоит заменить 155 млрд м3/год.
Недостающие объемы газа ЕК и компани-импортеры усиленно ищут, но пока речь идет о небольшом увеличении поставок в 2022 г. трубопроводных поставок из Норвегии и Азербайджана, в 2023 г. дополнительные объемы даст Алжир.
США обещали Европе посодействовать в поиске СПГ в объеме эквивалентном 15 млрд м3 газа в 2022 г., велись переговоры с Катаром, а также с крупными импортерами, имеющими запасы СПГ.
При этом Европе придется конкурировать по цене с традиционно премиальным азиатским рынком, что продолжит разгон цен в Европе.