USD 93.4409

-0.65

EUR 99.5797

-0.95

Brent 87.38

+0.14

Природный газ 1.76

-0

4 мин
...

Погрузку нефти на морском терминале КТК полностью остановили

КТК пока не может провести обследование последнего ВПУ из-за неблагоприятной погоды

Погрузку нефти на морском терминале КТК полностью остановили

Новороссийск, 23 мар - ИА Neftegaz.RU. Погрузка нефти на морском нефтяном терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под г. Новороссийском полностью остановлена.
Об этом сообщил глава КТК Н. Горбань.

Тезисы Н. Горбаня:
  • отгрузка нефти с терминала КТК в перспективе марта - апреля может упасть в 5 раз;
  • прокачка нефти по системе КТК пока идет, но резервуарный парк заполнится к вечеру, после этого она остановится;
  • КТК пока не может провести обследование последнего выносного причального устройства (ВПУ) из-за неблагоприятной погоды.
В компании добавили, что параллельный ремонт 2х ВПУ технически невозможен, только последовательно.

О ВПУ -2

По результатам водолазного обследования комплекса оборудования выносных причальных устройств на морском терминале после шторма силами Транснефть-Сервис по обслуживанию МТ выявлены повреждения 9го и 13го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2.

Указанные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства.
В этой связи эксплуатация указанного ВПУ приостановлена.

О ВПУ -3

Минимальный срок ремонта 3го выносного причального устройства после его повреждения может составить 3 недели.

Тезисы Н. Горбаня:
  • минимальный срок ремонта - это 3 недели;
  • это при условии благоприятных погодных условий и если оперативно, в ближайшие дни, наши партнеры смогут предоставить нам танкер для промывки.

О ВПУ-1

КТК пока не может провести обследование последнего ВПУ из-за неблагоприятной погоды.

Проблемы с комплектующими

В соответствии с нормативными документами по эксплуатации МТ в распоряжении КТК имеется аварийный комплект для замены необходимых шлангов.
Однако контрактование поставки запчастей ВПУ в текущей конъюнктуре рынка может вызвать значительные затруднения.

Комплектующие для ВПУ на морском терминале - полностью иностранного производства, изготовление такой продукции в России сейчас не налажено.
По словам главы КТК, компания сейчас прорабатывает вопрос замещения иностранных комплектующих, но конкретных результатов пока нет.

Что случилось

Напомним, что 22 марта 2022 г., после завершения периода неблагоприятных метеоусловий, по итогам внеочередной инспекции (после обнаружения повреждения ВПУ-2) было выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3.

В этой связи было принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта.
Своевременное выявление неисправности позволило исключить риск попадания нефти в акваторию Черного моря.
Однако работу нефтетерминала пришлось остановить.

Трубопроводная система КТК

КТК - трубопроводная система, связывающая Казахстан с морским портом в районе Новороссийска, в котором нефть загружается на танкеры для последующей отправки на мировые рынки.

Один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ.
Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км.

По этому маршруту транспортируется более 2/3 всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.
Морской терминал КТК оснащен 3мя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в т.ч. при неблагоприятных метеоусловиях.

Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Транснефти (доверительное управление) – 24%, КТК Компани – 7%, КазМунайГаз – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.

Отгрузка нефти

Отгрузка нефти на морском терминале КТК по итогам 2021 г. составила около 60,73 млн т, что на 2,9% выше показателя 2020 г.
Из них казахстанские грузоотправители отгрузили 53,07 млн т нефти, еще 7,66 млн т отгруженной нефти поступило с территории России.

Основными получателями казахстанской нефти, которая транспортируется через систему КТК, являются Италия, Франция, Испания, а также, частично, США.

Основными вариантами временного перенаправления нефти для Казахстана является загрузка танкеров в Каспийском море для доставки в Азербайджан с последующей прокачкой по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан.
Но этот путь, соответственно, приведет к дополнительным затратам.

Еще одним вариантом может оказаться транспортировка нефти через территорию РФ в российские порты на Балтике, но в этом случае есть риск попадания поставок казахстанской нефти под западные ограничения.

В условиях дефицита на мировом рынке любое подобное событие толкает цены вверх и подстегивает еще больше раскрутку дефицита и ажиотажа вокруг нефти.

Позиция РФ в лице А. Новака

По мнению вице-премьера РФ А. Новака, ремонт вышедших из строя в результате шторма ВПУ может занять не менее 1,5 мес., все это время экспорт нефти по КТК на мировые рынки может быть приостановлен.

Тезисы А. Новака:
  • хочу сказать, что управляют этим консорциумом иностранные инвесторы, такие как Chevron и др. компании;
  • техническое обслуживание тоже обеспечивают соответствующие иностранные компании;
  • с нашей стороны мы делаем все, чтобы обеспечить скорейшее оказание поддержки, для того чтобы работа объекта была восстановлена;
  • тем не менее, по оценке специалистов, это займет некоторое время, это примерно 1,5-2 мес.;
  • и за этот период нефть на мировые рынки может не поставляться;
  • это может серьезно сказаться на рынке нефти;
  • Россия будет внимательно следить за тем, чтобы коллеги обеспечили, во-первых, экологическую составляющую, чтобы не было разливов, во-вторых, чтобы обеспечили техническое восстановление работы причалов.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram