Соответствующая договоренность была достигнута в ходе переговоров президента Туркменистана Г. Бердымухамедова и председателя КНР С. Цзиньпина в г. Пекин 5 февраля 2022 г., сообщило Туркменское телевидение.
В ходе встречи Г. Бердымухамедов сообщил, что Туркменистан готов обсуждать конкретные вопросы увеличения поставок природного газа в Китай путем строительства 4й нитки (нитки D) МГП Туркменистан - Китай.
Г. Бердымухамедов и С. Цзиньпин поручили туркмено-китайскому и китайско-туркменскому комитетам по сотрудничеству провести работу по проекту строительства новой нитки газопровода, в т.ч. приступить к обсуждению вопросов цены на поставляемый газ.
Вопрос цены на газ является очень чувствительным для Китая в связи с ожидаемым ростом спроса на фоне развития промышленности и планов по достижению углеродной нейтральности к 2060 г.
Туркменистан, в свою очередь, сильно зависим от экспортных газовых доходов.
Г. Бердымухамедов рассчитывает, что в совместной работе над этими вопросами туркменские и китайские специалисты будут опираться на мировой опыт в области ценообразования на товарный трубопроводный газ.
По данным Wood Mackenzie, цена природного газа, поставляемого Туркменистаном в Китай, в январе 2021 г. составляла 192 долл. США/1000 м3, в июле - выросла до 238 долл. США/1000 м3.
Помимо ценовых вопросов, сторонам предстоит определить объемы газа, которые предполагается экспортировать из Туркменистана в Китай, а также проанализировать возможности модернизации 2й очереди газового месторождения Галкыныш (Возрождение) - основной ресурсной базы для поставок природного газа в Китай по 4й линии МГП Туркменистан - Китай.
В частности, в Туркменистане необходимо построить установку для очистки газа от серы, компрессорные станции (КС) и газопровод от месторождения Галкыныш до границы с Узбекистаном.
По достижении 2-сторонних договоренностей, Туркменистан может рассмотреть вопрос об участии Китая в разработке 2й фазы месторождения Галкыныш за счет прямых инвестиций КНР.
Возврат этих инвестиций будет осуществляться поставками туркменского природного газа.
МГП Средняя Азия - Китай
МГП Туркменистан - Китай (Средняя Азия - Китай) включает в себя 3 параллельных нитки (А, В и С), проходящих из Туркменистана транзитом через Узбекистан и Казахстан на запад Китая.
Введен в эксплуатацию в апреле 2010 г.
Газопровод стал для КНР 1м сухопутным транснациональным газотранспортным коридором.
Общая пропускная мощность 3х ниток - 50 млрд м3/год, причем 35-40 млрд м3/год - обеспечивает Туркменистан.
Протяженность газопровода:
- по территории Туркменистана - 188 км,
- по территории Узбекистана - 530 км,
- по территории Казахстана - 1,3 тыс. км.
4 нитка МГП Средняя Азия - Китай
Маршрут 4й нитки будет отличаться - она пройдет от границы Туркменистана через Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан в южную и центральную часть Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.
Протяженность новой нитки - около 1000 км, пропускная мощность - 30 млрд м3/год газа, т.е. поставки туркменского газа в Китай увеличатся до 65 млрд м3/год.
Общая стоимость проекта - 6,7 млрд долл. США.
Отметим, что Китай одновременно наращивает сотрудничество по поставкам трубопроводного газа с Россией.
4 февраля 2022 г. Газпром и CNPC в ходе визита в г. Пекин президента РФ В. Путина подписали 25-летний контракт на поставку 10 млрд м3/год газа с Дальнего Востока в Китай (МГП Сила Сибири-3).
МГП Сила Сибири-2 (западный маршрут поставок газа в Китай) с транзитом через территорию Монголии по МГП Союз Восток мощностью 50 млрд м3/год продвигается, но контракт по нему пока не заключен.
Признаков значительной конкуренции между трубопроводными поставками газа в Китай из Туркмении и России формально не просматривается, поскольку эти маршруты ориентированы на разные районы Китая.
Спрос на газ в стране может вырасти с 348 млрд м3 в 2021 г. до 501 млрд м3 в 2030 г., а внутренняя добыча газа в Китае, хоть и находится на рекордном уровне, но значительно отстает от потребностей страны.
МГП ТАПИ
Туркменистан, в свою очередь, не фиксируется исключительно на поставках газа в Китай.Ресурсный потенциал гигантского газового месторождения Галкыныш Туркменистан рассчитывает монетизировать за счет МГП Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ) мощностью 33 млрд м3/год газа.
Инициированный еще в 2017 г. проект затянулся из-за политической нестабильности в регионе, в первую очередь в Афганистане.
После прихода к власти в Афганистане движения Талибан (запрещено в России) и подтверждения его интереса к проекту, проект все-таки может быть реализован.
Афганистан настаивает на том, чтобы Туркменистан профинансировал строительство и ввод в эксплуатацию афганского участка, эти средства будут возвращены из афганской доли доходов от транзита газа.
Работы по проекту МГП ТАПИ в Афганистане могут быть начаты уже в марте 2022 г., безопасность работ талибы обещали обеспечить.
Туркменистан и Европа
Также Туркменистан не отказывается от своих давно лелеемых планов по поставкам газа в Европу.Замруководителя госконцерна Turkmengaz А. Чарыев во время 8го министерского собрания консультсовета Южного газового коридора (ЮГК), которое прошло в г. Баку 4 февраля 2022 г., заявил, что у Туркменистана имеются все технические возможности и ресурсы для организации экспортных поставок газа в западном направлении.
Глава Минэнерго и природных ресурсов Турции Ф. Донмез в ходе собрания заявил о необходимости дополнительных ресурсов для наращивания объемов поставок по ЮГК и выразил готовность развивать взаимодействие с туркменской и азербайджанской сторонами на пользу всего региона.
Такие поставки будут возможны за счет строительства Транскаспийского газопровода, который позволит присоединить газотранспортную систему (ГТС) Туркменистана через Южно-Кавказский газопровод (ЮКТ) к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) и далее - к Трансадриатическому газопроводу (TAP), составляющим ведущий из Азербайджана в Италию ЮГК.
Для реализации этого проекта Туркменистан заручается поддержкой ключевых региональных стран, в частности, развивая сотрудничество с Азербайджаном, месторождение Шах-Дениз которого в настоящий момент является ресурсной базой ЮГК.
В настоящее время Туркменистан и Азербайджан договариваются о совместной разведке, разработке и освоении углеводородных ресурсов ранее спорного нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) Достлук (Кяпаз/Сердар) в Каспийском море.
Это месторождение может стать дополнительной ресурсной базой ЮГК, но прикаспийским странам предстоит еще договориться о разделе дна Каспийского моря, что пока препятствует реализации проекта.
Впрочем, не все перспективы экспорта газа для Туркменистана реальны:
- риски МГП ТАПИ зашкаливают после прихода талибов к власти в Афганистане ;
- на Турцию тоже рассчитывать нельзя. Турки поддерживают все газотранспортные проекты, особенно если они идут через ее территорию и подпитывают амбициозный турецкий газовый хаб. Вот и сейчас Р. Эрдоган неистово предлагал Израилю ГТС Турции как альтернативу полуживому проекту МГП EastMed. Туркменистан Израилю здесь не конкурент.