Москва, 17 янв - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин поручил правительству до 10 мая 2022 г. разработать предложения по созданию железнодорожного маршрута до Баренцева моря в районе бухты реки Индига, сообщается на сайте Кремля.
В соответствии с поручением президента доклад должен быть представлен до 10 мая.
Ответственный - премьер-министр М. Мишустин.
Авторы идеи объяснили:
- такой маршрут позволит вывозить грузы из районов Новосибирска, Кузбасса, а также транзитный груз из Казахстана на «глубокую воду» по маршруту в 1,5 раза короче Транссибирской железнодорожной магистрали;
- логистическое плечо до Индиги сократится на 350-400 км по сравнению с доставкой в порт Архангельска.
Проект порта Индига
Начало проектирование - 2019 г., плановый ввод в эксплуатацию - 2025 г.Мощность перевалки - 80 млн. т/год грузов.
Устье реки Индига практически не замерзает, для строительства не требуется дополнительных серьезных дноуглубительных работ.
Эксперты утверждают, что свободное движение судов даже без сопровождения ледоколов возможно:
- в восточном направлении - 4-5 месяцев в году,
- в западном – все 7-8 месяцев.
Соответственно, будущий порт необходимо соединить с уже существующей железнодорожной инфраструктурой страны.
Порт Индига и железнодорожная магистраль к нему должны стать частью национального горнопромышленного кластера (НГПК), в состав которого войдут масштабные инфраструктурные проекты строительства:
- горно-металлургического комплекса на базе Пижемского месторождения,
- железнодорожной магистрали Сосногорск — Индига (часть проекта Баренцкомур),
- глубоководного морского порта Индига.
О необходимости нарастить их до 80 млн. т/год к 2024 г. он говорил в послании Федеральному собранию еще в мае 2018 г.
Как сообщает ТАСС, часть грузов из Индиги пойдет в Японию, в тч коксующийся уголь, древесина, удобрения, химпродукция и бумага.
Впрочем, будут и другие варианты.
Через него могут проходить и грузы из Китая, Казахстана и Киргизии, затем направляющиеся в Европу.
Железная дорога
В связке с портом в Индиге также станет новым маршрутом для экспорта продукции промышленных предприятий- Республики Коми,
- Пермского края, Уральского ФО,
- Сибирского, Дальневосточного Ф0,
- Приволжского федерального округа.
Транссибирская железнодорожная магистраль - самая длинная жд в мире протяженностью 9, 29 тыс. км, соединяет Москву и Владивосток.
Является важнейшей частью транспортного коридора между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Транссиб проходит через 21 субъект РФ, 87 городов, включая 14 региональных центров.
На своем пути дорога пересекает 16 крупных рек, включая Волгу, Иртыш, Каму, Обь, Енисей, Амур и др.
Проект Баренцкомур, предполагающий строительство железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига, которая соединит Индигу, Сосногорск, Троицко-Печорск, Полуночное и Сургут, закреплен в Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ и в стратегии развития соседнего с Коми Ненецкого автономного округа до 2030 г.
Индига и Роснефть
Строительством порта занимается корпорация миллиардера Р. Троценко AEON, в судьбе которого принимает участие И. Сечин.Покинув пост директора ОСК, Р. Троценко в 2013 г. Был советником И. Сечина.
В AEON входит компания Новапорт, которая контролирует аэропорты в Новосибирске, Барнауле, Томске, Улан-Удэ, Чите и других городах России.
Ранее Р. Троценко сообщал, что общая сумма инвестиций в проект может превысить 300 млрд руб., которые будут привлечены силами корпорации.
Дополнит объект стационарный - давняя мечта И. Сечина - нефтяной терминал, который позволит отгружать на экспорт до 30 млн. т/год нефти.
Изначально строительства порта Индига на берегу Баренцева моря и нефтепровода до него было инициативой Роснефти.
Для И. Сечина было бы удобно и выгодно прокачивать нефть c месторождений Требса и Титова до Индиги.
Эти месторождения разрабатывает разрабатывает дочка Роснефти Башнефть-Полюс (75% у Башнефти, контролирующим акционером которой является Роснефть, 25% — у ЛУКОЙЛа).
Сейчас нефть с этих активов транспортируется через терминал Варандей, принадлежащий ЛУКОЙЛу (мощность — 12 млн т).
Однако, между партнерами то и дело возникают разногласия.
- В 2018 г. Башнефть-Полюс попросила ЛУКОЙЛ снизить цены на услуги терминала до 1,2 тыс. руб./тонну-нетто с последующей корректировкой на индекс инфляции.
- ЛУКОЙЛ сообщил, что это приведет к экономическим потерям для компании.
- Вместе с тем компания допускала возможность снижения общей логистической составляющей стоимости при условии фиксирования долгосрочных гарантированных объемов сдачи нефти.
- В 2018 г. Роснефть пожаловалась в ФАС на то, что тарифы Варандейского терминала на перевалку завышены.
- Ведомство поддержало обращение Роснефти и констатировало, что тарифы в размере 38 долл. США/т в течение нескольких лет были монопольно высокими.
- В. Алекперов сразу же заявил, что ЛУКОЙЛ готов спорить с Роснефтью до победного.
- для доставки бурильного оборудования и строительной техники,
- для экспорта добытых углеводородов, сократив транспортные издержки за счет нивелирования фактора сезонности.
Стоимость жд ветки пока без конкретики, политики называют очень разрозненные цифры:
- весной 2020 г. - тогда еще ио губернатора Архангельской области А.Цыбульский - железнодорожная ветка от Карпогор до Индиги протяженностью 500 км оценивается в 200 млрд. руб.;
- в ноябре 2021 г. - сенатор от Коми Е. Шумилова -на финансирование всего проекта -железная дорога и порт, нужно 389 млрд. руб;