Такое количество в 2,4 раза превышает зафиксированные цистерны в конце 2020 г., и максимум за 5 лет (2017–2021 годы), отмечает издание.
С перевозкой других грузов тоже периодически возникают проблемы, сказал РБК исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет операторов с суммарным парком 189 тыс. цистерн) А. Дружинин.
По данным СОЖТ на 27 декабря, на сети РЖД было брошено 1125 поездов — почти 79 тыс. вагонов со всеми грузами.
Данные за 2020 г. в союзе не раскрыли.
Впрочем А. Дружинин спокойно относится к пугающим цифрам, для него это обычная рабочая ситуация.
Одной из причин скапливания такого количества вагонов стала индексация грузовых тарифов РЖД на 6,8% с 2022 г., отмечает эксперт.
По его словам, операторы пытаются вывезти грузы до 1 января, из-за чего возникает большой объем предъявления грузов.
При этом РЖД уже выполнили план по погрузке на 2021 г.
Представитель Трансойла, одного из крупнейших железнодорожных операторов по перевозке нефтяных грузов, рассказал, что сейчас оставлены без движения более 3 тыс. цистерн.
Например, вблизи Комсомольска-на-Амуре груз стоит несколько дней при температуре -45 оС.
По его словам, порядка 40% брошенного парка с грузом направлены в адрес портов Северо-Запада, остальной груз ждут на Дальнем Востоке.
Руководитель железнодорожных грузоперевозок компании RailGo Д. Ратушный называет наиболее проблемными 4 железных дороги:
- Куйбышевскую,
- Октябрьскую,
- Свердловскую,
- Северо-Кавказскую.
- окончание речной навигации,
- ухудшение погодных условий,
- сезонный спрос на уголь,
- рост цен на нефть и нефтепродукты, из-за чего НПЗ увеличили переработку.
Операторы пояснили, что у проблемы с брошенными грузами работает эффект домино: каждая цистерна с промерзшим грузом становится причиной замерзания идущих под выгрузку вагонов.
В компании рассказали, что проблема носит системный характер, и в последнее время отмечается тенденция к ухудшению ситуации.
Кроме того, чтобы компенсировать застрявший в пути парк, грузоперевозчики вынуждены посылать дополнительные вагоны и нести финансовые потери.
Напомним, в РЖД сообщили, что при минусовых температурах срок погрузки нефтегрузов увеличивается до 7 раз.
Скопление вагонов с нефтеналивными грузами возникло на припортовых станциях с первыми серьезными холодами из-за проблем с выгрузкой цистерн в портах, их приходится отогревать.
Как правило, объем 1 цистерны для нефтепродуктов колеблется от 26 м3 до 159 м3, учитывая толщину стальных стенок от 10 мм, вероятно, отогреть ее не так просто.
В отдельных терминалах выгрузка цистерны мазута при нормативе 10 ч. занимает до 70 ч.
Для того, чтобы ситуация не усугублялась, РЖД создала оперативный штаб, в котором участвуют грузоотправители, нефтебазы и портовые терминалы, операторы цистерн:
- Штаб работает в ежедневном режиме и уже позволил снять основные проблемные вопросы.
- Разработаны дополнительные графики подвода поездов.
- Для сокращения очередей, по согласованию с морскими терминалами и клиентами, принято решение сначала подавать вагоны, которые можно выгрузить быстрее всего (например, светлые нефтепродукты).
Там заявили, что подвод поездов на припортовые станции осуществляется ниже установленных норм.
Представитель АСОП уверяет, что мощности портов значительно опережают провозную способность путей общего пользования.
Тем не менее, РЖД ожидает прироста погрузки нефти и нефтепродуктов в 2021 г. на 4,4% до общего количества 218 млн т.
Замдиректора РЖД А. Шило ранее сообщал, что по итогам 23 дней декабря экспорт также нарастили по железной дороге на 2,5%.