USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 87.38

0

Природный газ 1.988

+0.23

9 мин
...

Газовый кризис

Стратегия энергоперехода должна быть более продуманной, чем та, которая реализуется сейчас в ЕС

Газовый кризис, Северный поток-2, ОПЕК+ и не только. А. Новак поведал об энергетических тенденциях и перспективах

Источник: правительство РФ

Москва, 29 дек - ИА Neftegaz.RU. Вице-премьер РФ А. Новак рассказал о причинах газового кризиса в Европе, шансах на сертификацию магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2, соглашении ОПЕК+ и развитии угольной отрасли России.
Интервью А. Новака РБК опубликовал 29 декабря 2021 г.

Газовый кризис в Европе: 5 причин

А. Новак перечислил основные причины роста цен на газ в Европе, которые ранее уже озвучивались российскими властями, но упорно не принимаются в расчет европейскими партнерами.

  • В последние годы политика ЕС направлена на то, чтобы снизить роль России и возможности поставок газа по долгосрочным контрактам, Еврокомиссия (ЕК) целенаправленно отказывается от них в пользу спотовых контрактов, что ограничивает возможности для долгосрочных инвестиций в отрасль. Спот предполагает удовлетворение заявок в ближайшее время, без понимания того, что будет происходить на рынке в средне- и долгосрочной перспективе.
  • Это привело к тому, что летом 2021 г., когда необходимо было закачивать газ в подземные хранилища (ПХГ), сжиженный природный газ (СПГ), поставляемый по спотовым контрактам из США, Катара и Австралии, на который рассчитывала Европа, ушел на другие рынки, которые были более экономически благоприятны, в основном, в Азиатско-Тихоокеанский регион. В итоге в Европе возник дефицит газа и выросли цены.
  • Собственная добыча газа в Европе падает. С 2013 г. поставки газа из Нидерландов уменьшились на 70%, а в целом добыча у европейских компаний снизилась на 22%. Старые месторождения истощаются, необходимы инвестиции в разработку новых. В основном в Европе месторождения расположены на шельфе, что означает высокую стоимость их разработки, необходимость господдержки и привлечения дешевого финансирования. Однако банкам даются рекомендации не финансировать традиционные углеводородные проекты, в т.ч. по добыче нефти и газа, что приведет к еще большему дефициту на рынке.
  • Свою роль сыграла холодная зима 2020-2021 гг. Из-за более длительного зимнего периода примерно на 3 недели сократилось время для закачки газа в ПХГ, что не позволило за летний период создать запасы газа в необходимом объеме. Отбор из ПХГ в Европе за зимний период 2020-2021 гг. составил около 66 млрд м3, закачка а за летний период - 47,8 млрд м3, что дает дефицит почти на 18 млрд м3.
  • Риски повторения холодной зимы и нехватки газа осложняют ситуацию на европейском газовом рынке. Фьючерсные цены с поставкой в 1м квартале 2022 г. уже реагируют, закладывая риски холодной зимы и недостаточных объемов газа. Цены повышаются, это обычная рыночная история.

В результате 21 декабря 2021 г. спотовые цены на газ в Европе установили рекорд, впервые превысив отметку 2000 долл. США/1000 м3, тогда как ранее в зимний период отметка в 300-400 долл. США/1000 м3 превышалась очень редко.
Прогнозировать, когда закончится период высоких цен, по словам вице-премьера, сложно.
А. Новак считает, что Европе надо иметь четкий прогноз топливно-энергетического баланса и по нему планировать в средне- и долгосрочной перспективе объемы потребления и поставок.
Причем именно долгосрочные контракты гарантируют базовую составляющую поставок газа в Европу.
Долгосрочные контракты продолжают действовать, Газпром их полностью исполняет, поставки идут в полном объеме.
Россия готова увеличить объемы добычи и поставок газа, но это не быстрый процесс, потому что политика, которая проводилась в ЕС, была направлена на сокращение спроса.
Газпрому нужны долгосрочные контракты, потому что для увеличения добычи требуются большие инвестиции, которые должны окупаться в длительном периоде.

Энергопереход: не энергореволюция

Непродуманная политика энергоперехода в ЕС также стала одним из факторов высоких цен на газ в Европе.
Политика ЕС направлена на то, чтобы исключить углеводороды, которые составляют 85% в мировом энергобалансе.
В Европе доля в энергобалансе угля и нефти, которые считаются самыми углеродоемкими, составляет 46% (для сравнения: в России - лишь 34%).
При этом ЕС намерена прекратить финансирование проектов в этой отрасли, закрыть все угольные станции и отказаться от атомных электростанций, отдавая предпочтение возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).
Тезисы от А. Новака:
  • может через нескольких десятков лет европейцы и будут обеспечены полностью энергией солнца, ветра и других ВИЭ, а также водородом, который становится новым источником энергии,
  • но этот процесс должен быть постепенным и плавным,
  • поэтому он и называется энергопереходом, а не энергоизменением в один миг или энергореволюцией,
  • Международное энергетическое агентство выпустило отчет, в котором предложило уже начиная с 2021 г. прекратить финансирование и поддержку всех проектов, в которых есть хоть немного углеводородов,
  • это какая-то безумная политика, которая никак не просчитана,
  • достичь углеродной нейтральности и выполнить требования климатической повестки о повышении температуры не выше 1,5оС до 2050 г. можно и другими способами, не в ущерб каким-то отдельным отраслям экономики или обеспечению энергетической безопасности,
  • углеродная нейтральность - это баланс между выбросами CO2 и их поглощением,
  • совсем необязательно отказываться от угольных проектов, от добычи нефти и газа, можно создать условия для поглощения СО2,
  • компании работают над климатическими проектами, в т.ч. высаживают леса, есть множество разных способов утилизации СО2, закачки в пласты и т.д.


Россия занимается климатической повесткой и экологией в рамках собственной стратегии в этом направлении.
Президент РФ В. Путин поставил задачу достичь углеродной нейтральности в России к 2060 г.
В 2021 г. правительство приняло стратегию социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., идет работа по повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости.
Еще несколько лет назад была поставлена задача о повышение доли утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) до 95%, сейчас он составляет 85-86% в среднем по стране, а многие компании имеют более высокий уровень.
С 2014 г. реализуется программа поддержки ВИЭ, в 2021 г. правительство продлило ее до 2035 г.
Уже сейчас энергобаланс России более экологически чистый и диверсифицированный, чем в крупных странах Европы, США и КНР:
  • доля атомной генерации, гидрогенерации и ВИЭ составляет 40,8%,
  • если добавить туда еще газ (это достаточно экологичный источник энергии по сравнению с углем и нефтью), это дает 86%,
  • задача к 2050 г. - увеличить долю ВИЭ вместе с атомной и гидрогенерацией в энергобалансе до 56%, а с учетом газа - до 95,3%.

Северный поток-2: от новых требований ЕС не застрахован

Тема МГП Северный поток-2 в контексте газового кризиса в Европе ушла на 2й план.
Рынок уже не ждет поставок газа по этому маршруту зимой 2021-2022 гг., немецкий регулятор дал понять, что сертификация газопровода не завершится даже до конца 1го полугодия 2022 г.
Строительство МГП Северный поток-2 завершилось почти на 2 года позже запланированного срока из-за противодействия строительству со стороны США.
1я нитка газопровода уже заполнена техническим газом, заполнение 2й нитки в ближайшее время завершится.
Ранее Россия предлагала Европе ускорить сертификацию МГП Северный поток-2 как метод стабилизации газового рынка, но Европа не торопится, поскольку на крайний случай возможен запуск газопровода по форс-мажорным обстоятельствам.
Россия же не форсирует ситуацию, говоря о том, что процесс сертификации небыстрый и нужно терпеливо ждать.

А. Новак в очередной раз отметил, что проект МГП Северный поток-2 экономический, но отметил политизацию вопроса со стороны Запада:
  • политические вопросы, связанные с противодействием строительству Северного потока-2, присутствуют уже давно,
  • мы неоднократно видели заявления различных политиков на этот счет,
  • от появления в начале 2022 г. новых требований к МГП Северный поток-2 со стороны Европы никто не застрахован, но надеемся, что таких требований не будет,
  • Nord Stream 2 строго действует в соответствии с европейским законодательством,
  • любые требования сверх действующего законодательства носят политический характер,
  • из графиков по срокам сертификации известно, что она должна завершиться в течение 1го полугодия 2022 г., конец полугодия - максимальный срок,
  • если коллеги будут в этом заинтересованы и сделают сертификацию быстрее, то можно начать поставки гораздо раньше.

Спрос на нефть, ОПЕК+, омикрон и открытие стратегических резервов

Результаты действия соглашения о сокращении добычи ОПЕК+ в 2021 г. А. Новак оценивает позитивно.
Совместные действия участников ОПЕК+ показали позитивный результат, рынок был стабилен, а постоянно растущий спрос был обеспечен восстановлением добычи.
Ожидается, что общий объем спроса в 2021 г. вырастет примерно на 4,5-5 млн барр./сутки.
Для восстановления добычи на том уровне, который был до введения ограничений в 2020 г., прогнозируется рост спроса в 2022 г. еще примерно на 4 млн барр./сутки.
Отскок в мировой экономике после падения в 2020 г. оказался очень серьезным, а сейчас даже распространение новых вариантов коронавируса дельта и омикрон не так влияет на сокращение мобильности населения.
Правительства многих стран адаптировались, локдауны сокращаются, продолжается вакцинационная кампания.
В итоге, несмотря на продолжающуюся пандемию, потребление нефти все равно растет.

На 4 января 2021 г. состоится очередная министерская встреча ОПЕК+.
Результаты встречи А. Новак прогнозировать не стал, отметив, что ОПЕК+ продолжит мониторить ситуацию и смотреть, как будет вести себя рынок и формироваться баланс спроса и предложения в т.ч. в условиях распространения омикрона.
В целом стратегию действий ОПЕК+ А. Новак обозначил как системный подход к планированию добычи, чтобы дать понять рынку как в среднесрочной перспективе будет повышаться добыча при росте спроса.
Это позволяет добычным компаниям какие инвестиции планировать для обеспечения увеличения добычи.
Влияние вывода на рынок нефти из стратегических резервов США, Китая, Южной Кореи, Великобритании и Индии А. Новак оценил как ограниченное:
  • суммарно речь идет о 50-60 млн барр., из них США планируют выбросить на рынок 30 млн барр. в январе-феврале 2022 г.
  • но в мире потребляется примерно 36 млрд барр./год,
  • появление дополнительных 50-60 млн барр. на рынке - это не тот уровень, который может серьезным образом повлиять на баланс спроса и предложения,
  • даже и будут какие-то вбросы, их влияние на рынок будут иметь краткосрочный эффект.

В перспективе 10 лет А. Новак не ожидает снижения спроса на нефть в мире, но отмечает перспективы снижения ее доли в энергобалансе.
  • в 2022 г. ожидается потребление примерно 100 млн барр./сутки в мире,
  • показатель может увеличиться до 110 млн барр./сутки к 2030 г.,
  • физические объемы нефти вырастут, но ее доля в энергобалансе уменьшится,
  • до 2030 г. добыча нефти в России сохранится на уровне 550-560 млн т/год, это прописано в стратегии развития энергетики до 2035 г.,
  • распределение между внутренним рынком и экспортом будет зависеть от ситуации на рынке.

Угольная отрасль

Также А. Новак рассказал о мерах повышения безопасности работы на угольных шахтах после аварии на шахте Листвяжная в Кемеровской области, в результате которой погиб 51 человек.
В ближайшее время могут быть ужесточены требования к обеспечению промбезопасности.
По поручению президента РФ В. Путина готовятся изменения в нормативно-техническое регулирование, обеспечивающие безопасность работы шахт.
Также будут изменены отраслевые соглашения по оплате труда шахтеров, в частности уменьшится доля заработной платы, зависящая от объемов выработки.
Кроме того, необходимо модернизировать и повысить эффективность средств индивидуальной защиты шахтеров, при авариях использовать более современные средства спасения.

В целом риски чрезвычайных происшествий на шахтах выше, чем на других промышленных объектах повышенной опасности.
По мнению А. Новака, необходимо проводить политику, направленную на снижение числа особо опасных шахт, в частности, глубоких шахт с высоким содержанием метана.
В последние годы количество особо опасных шахт в России сократилось с 52 до 23, их количество должно продолжить снижение по мере истечения срока действия лицензий.
Одним из механизмов повышения промбезопасности может стать запрет на выдачу новых лицензий на пользование недрами для шахтной добычи угля.

Объем угольной генерации в России будет снижаться естественным путем.
Специально закрывать угольные электростанции в России не планируется, они могут модернизироваться путем перехода на газ, как, например, в г. Воркута, или выводиться из эксплуатации в связи с возрастом.
Запрета на строительство новых угольных электростанций в России нет, более того, такие блоки будут построены в рамках электрификации БАМа и Транссиба.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram