5 мин
...

Еврокомиссия хочет запретить долгосрочные контракты на поставки газа после 2049 г.

Европейские страны должны будут учитывать все потенциальные риски, связанные с безопасностью поставок, в т.ч. от иностранных компаний. А главная иностранная компания сами знаете кто.

Еврокомиссия хочет запретить долгосрочные контракты на поставки газа после 2049 г.

Москва, 14 дек - ИА Neftegaz.RU. Еврокомиссия предлагает запретить продление долгосрочных контрактов на поставку природного газа в Евросоюз после 2049 г.
Об этом сообщил Bloomberg со ссылкой на подготовленный ЕК документ.

Концептуально, это логично.

Для добывающих компаний и производителей СПГ долгосрочные контракты выгоднее, поскольку дают уверенность в реализации проектов добычи и производства.
Для потребителей выгоднее работать на споте, покупая более дешевый газ, когда рынок падает.
Перед энергетическим кризисом 2021 г. долгосрочные контракты под влиянием времени уже стали трансформироваться.
Если раньше цены были жестко привязаны к цене нефти с 9 месячным лагом, то позже:
  • появились ретроактивные платежи, учитывающие рыночную ситуацию на рынке газа;
  • привязка к ценен на нефть в контрактах сократилась до 20% поставок Газпрома в Европу;
  • выросла доля закупок по cпотовым ценам.
Экономический кризис подтвердил огромное влияние России на цены на газ, и это пугает власти Запада.
Перефразируя довольно странную фразу Л. Брежнев о том, что экономика должна быть экономной, можно сказать, что экономика не должна быть политической.

Энергетический кризис 2021 г. возник на пустом месте:

  • задули ветры - суховеи в Латинской Америке;
  • засуха снизила уровень воды в водохранилищах гидроэлектростанций (ГЭС) в Бразилии и Аргентине;
  • генерация электроэнергии ГЭС упала, пришел дефицит;
  • выросла потребность на газ для тепловых электростанций (ТЭС);
  • у американцев пришло время фиксировать прибыль в проектах сланцевого газа ( газа низкопроницаемых коллекторов) и СПГ, и караваны танкеров - газовозов пошли в более выгодном направлении, в Латинскую Америку вместо Европы;
  • поток танкеров - газовозов в страны АТР и не прекращался;
  • теперь случился дефицит природного газа уже в Европе;
  • проблема решалась легко, но только с помощью России:
    • Запад мог ускорить ввод в эксплуатацию готовый МГП Северный поток, пропускной мощностью 55 млрд м3/год, но не сделал это,
    • власти России могли увеличить транзит газа по ГТС Украины и МГП Ямал - Европа, но и они не сделали это;
  • цены на газ в Европе сделали гэп, увеличившись в несколько раз;
  • начался энергетический кризис;

Нелогично другое

Даже В. Путин был наивен, веря в перспективы МГП Северный поток-2.
Помните, еще по завершении трубоукладки 2й нитки МГП Северный поток-2, даже без захлеста, В. Путин взахлеб говорил 4 июня 2021 г, специально приехав на ПМЭФ-2021.
Понимание ситуации, вероятно, пришло позже, и знаменательное событие 10 сентября 2021 г. - полное завершение строительства МГП Северный поток-2 уже осталось без комментариев В, Путина.

Это невероятно, но даже в условиях перспективы прихода Great Frost и дальнейшего роста цен, Запад не открывает краник МГП Северный поток-2 и как-то обходится, платит громадные деньги за свою неуступчивость властям РФ.
Это в разы повышает политическую энтропию в мире.
Противостояние пугает обывателей.
В текущей ситуации, пока есть дефицит газа, все козыри у властей РФ, на Западе только желваками играют.
Власти России не скрывают желание:
И в краткосрочной перспективе это им удастся.
Тенденция налицо. Слабость позиции ЕС очевидна.
То, что предлагается изменить суть контракта - это немножко грустно, поскольку:
  • экономика сама разберется, какие контракты будут живучи в 2050 г;
  • если хочется что-то менять, то менять нужно скорее, а не анонсировать 25-летние перспективы;
  • нынешнее предложение - откровенно политическое, конъюнктурное и связано с противоречиями властей Запада и России;
  • выглядит этой очередной страшилкой против властей РФ.

Еврокомиссия рассчитывает, что разработанные ею меры помогут европейским странам:

  • более эффективно реагировать на газовые кризисы;
  • изменить подход к хранению газа, в т.ч. принять меры по обеспечению высокого уровня заполнения газовых хранилищ (ПХГ) к началу отопительного сезона.
Планируется:
  • разрешить операторам газотранспортных систем (ГТС) проводить добровольные совместные закупки стратегических запасов газа (накопленные резервы могут быть высвобождены в случае чрезвычайной ситуации);
  • странам ЕС:
    • проводить анализ уровня заполненности своих ПХГ;
    • учитывать все потенциальные риски, связанные с безопасностью поставок, в т.ч. от иностранных компаний.
Если какие-либо риски будут выявлены, страны ЕС должны будут принять контрмеры:
  • установить обязательства по сохранению минимального уровня заполненности ПХГ;
  • провести торги или аукционы.
Ожидается, что лидеры стран ЕС должны обсудить подготовленные меры на саммите в г. Брюсселе, который состоится 16 декабря 2021 г.
План должен быть опубликован в среду.

Пока стороны переругиваются:
  • глава МЭА Ф. Бироль:
    • назвал напряжение на газовом рынке «искусственным»,
    • утверждал, что ситуация существенно смягчится, если Россия увеличит поставки газа в Европу на 15%;
  • ЕК утверждает, что Россия осенью сократила поставки газа в ЕС на ¼.
  • Газпром в ответ 1 декабря невинно сообщал, что, по предварительным данным, с начала 2021 г. компания увеличила экспорт газа в страны дальнего зарубежья на 6,6%, до 171,5 млрд м3.
Истина, как водится, у каждого своя.

Хронология событий

  • ситуация с биржевыми ценами на природный газ всерьез встревожила ЕС в сентябре 2021 г.
  • на заседании Совета по энергетике и транспорту 22 сентября 2021 г:
    • некоторые страны ЕС насторожились по поводу роста цен на энергоносители и призвали ЕК разобраться в причинах;
    • К. Симсон пообещала предоставить набор инструментов возможных мер на национальном уровне и уровне ЕС, что и было сделано 13 октября;
  • предложенный пакет мер обсуждался на заседании Европейского совета 21-22 октября, а на встрече министров ЕС 26 октября эти меры получили одобрение министров в качестве основы для дальнейшего обсуждения.
Таким образом, последняя встреча министров энергетики ЕС:
  • завершилась без внятного результата,
  • но дала четкий посыл по позиции устойчивого развития ЕС в сторону ВИЭ и постепенного отказа от российского газа.
Даже дешевого газа..., даже замерзая..., даже без видимого вмешательства американцев.
Что решат на предстоящем саммите - догадаться нетрудно, может и МГП Северный поток-2 похоронят ради зеленого будущего Европы.

В целом Комиссия хочет предложить:
  • более стратегический подход к хранению газа, включая меры по обеспечению высокого уровня заполнения в начале ОЗП;
  • государства-члены должны будут:
    • включить анализ уровней своих ПХГ и потенциальных рисков, связанных с безопасностью поставок, в том числе с тех пор, когда ПХГ принадлежат иностранным компаниям,
    • если риски выявлены, им придется принять контрмеры, такие как минимальные обязательства по хранению, торги или аукционы.
  • добровольные совместные закупки стратегических запасов газа операторами ГТС, чтобы резервы затем высвобождались в случае ЧС;
  • окончательным решением проблем безопасности поставок в ЕС является отказ от ископаемого топлива:
    • растущая доля ВИЭ, производимых внутри страны, должна снизить зависимость региона от импорта ископаемого топлива, повысив его устойчивость,
    • ЕС хочет ликвидировать парниковые газы к 2050 г, возглавив глобальную борьбу с изменением климата.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram
Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»