Москва, 6 окт - ИА Neftegaz.RU. Северный морской путь (СМП) может стать эффективным международным транспортным коридором благодаря ряду преимуществ.
Такое заявление сделал зампредседателя правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в ДФО Ю. Трутнев.
Заявление прозвучало в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации.
Зампред правительства назвал развитие СМП «системным условием реализации большинства проектов в Арктической зоне», отметив, что путь позволяет завозить стройматериалы, транспортировать сырье и готовую продукцию с северных предприятий.
Путь по СМП из Европы в Азию и обратно на 40 % короче, чем если идти через Суэцкий канал, но при этом объем перевозок по СМП составляет 33 млн т в год, а по Суэцкому каналу - более 1 млрд т в год.
«Для достижения реальной конкуренции с Суэцким каналом необходимо сделать многое: построить ледоколы, улучшить транспортную инфраструктуру, обеспечить спутниковую связь, интернет, метеорологию и радиолокацию льда, создать систему спасения, построить адаптированный к арктическим условиям флот. Важной задачей является улучшение качества жизни людей в населенных пунктах вдоль трассы Севморпути», - отметил Ю. Трутнев.
Это позволит сделать СМП эффективным международным транспортным коридором.
Правительство РФ планирует направления работы по строительству ледокольного флота, обеспечению надежности и безопасности судоходства, развитие системы наземной транспортировки грузов.
Сегодня проводку кораблей в водах Северного Ледовитого океана осуществляют 5 атомных ледоколов.
К 2026 г. введут в эксплуатацию ещё 4 атомных ледокола проекта «22220».
К 2027 г. на воду спустят первый ледокол проекта «Лидер».
Также в рамках космической программы России планируется до 2025 г. запустить 3 радиолокационных спутника для контроля за ледовой обстановки.
1 спутник - для метеорологического мониторинга (уже вышел на орбиту), 4 - для обеспечения пользователей в Арктической зоне спутниковой связью и доступом к сети.
Для развития систем спасения и оказания помощи судам будут созданы спасательные станции в г. Певек, п. Сабетта, пгт. Диксон и Тикси.
На это правительство выделило 37 млрд руб. до 2026 г.
Портовую инфраструктуру тоже будут развивать.
На трассе Севморпути расположено 18 портов, 3 из которых модернизируется (Певек, Мурманск, Архангельск).
До 2024 г. будет модернизировано ещё 4.
Строится терминал «Енисей», порт «Бухта Север» и терминал «Утренний» в порту Сабетта.
После их ввода в эксплуатацию к 2024 г. суммарный грузооборот портов СМП может вырасти до 85 млн т.
К 2025 г. планируется провести съемки рельефа дна общей протяженностью 430 тыс. приведенных км.
Развивается Мурманский транспортный узел, реализуются проекты «Северный Широтный ход 1» и «Северный широтный ход 2», которые позволят соединить порты СМП с системой железных дорог России.
В 2022 г. ожидается запуск регулярных контейнерных перевозок для доставки рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть России.
В 2023-2024 г. начнется круглогодичная навигация в высоких широтах.Автор: А. Шевченко