Результаты аукциона зафиксированы в системе бронирования Regional Booking Platform (RBP).
Оператор газотранспортной системы Украины (ОГТСУ) 27 июля выставил на аукцион дополнительные транзитные мощности на август 2021 г.
Данный аукцион касается т.н. переменных мощностей для транспортировки газа, которые зависят от технических возможностей газотранспортного оператора.
19 июля 2021 г. ОГТСУ провел аукцион на твердые дополнительные мощности украинской ГТС на август 2021 г., который прошел со 100% реализацией.
Газпром тогда приобрел на август 2021 г. все предложенные ОГТСУ транзитные мощности в объеме 15 млн м3/сутки.
Спустя 8 дней, 27 июля 2021 г., ОГТСУ объявил аукцион на переменные транзитные мощности на август 2021 г.
На газоизмерительной станции (ГИС) Суджа на границе России и Украины (граница Курской и Сумской области) на август 2021 г. ОГТСУ предложил на август транзитные мощности в объеме 63,7 млн м3/сутки.
Единственным покупателем на эти мощности мог быть только Газпром, но заявок на аукцион подано не было.
Таким образом, Газпром в августе 2021 г. будет транспортировать по ГТС Украины 124 млн м3/сутки газа:
- 109 млн м3/сутки (40 млрд м3/год) мощностей украинской ГТС, забронированных на долгосрочной основе по 5-летнему транзитному контракту заключенному в конце 2019 г.,
- 15 млн м3/сутки газа, забронированных на месячном аукционе ОГТСУ.
В феврале-апреле аукционы на переменные мощности не проводились, поскольку Газпром бронировал лишь 14,2 млн м3/сутки из 15 млн м3/сутки предложенных твердых мощностей, т.е. аукцион проходил не с полной реализацией, соответственно и аукцион на допмощности не требовался.
В январе 2021 г. Газпром существенно увеличил закупку допмощностей украинской ГТС, поскольку в Европе тогда резко вырос спрос на газ из-за холодов (бронировались допмощности в размере 41,2 млн м3/сутки из предложенных 41,6 млн м3/сутки).
Отказ Газпрома от серьезного увеличения объемов транзита газа через украинскую ГТС был ожидаем.
В июле 2021 г. потребность в дополнительных транзитных мощностях в Европу была выше, поскольку Газпром останавливал на планово-предупредительные ремонты (ППР) крупные экспортные магистральные газопроводы (МГП):
- МГП Ямал - Европа был остановлен на период с 6 по 9 июля,
- МГП Северный поток - на период с с 13 по 23 июля.
Подобным образом Газпром поступает уже 2й год, тогда как ранее спокойно увеличивал транзит газа через Украину.
Позиция Газпрома понятна, поскольку новый транзитный контракт предусматривает прогрессивную шкалу тарифов и цена на допмощности оказывается выше контрактной.
Украина, в свою очередь, при каждом отказе от бронирования допмощностей, обвиняет Газпром в газовом шантаже Европы и попытках давления для запуска достраиваемого МГП Северный поток-2.
Сезон закачки газа в ПХГ в Европе для прохождения следующего осенне-зимнего периода (ОЗП) проходит очень сложно.
По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), на 25 июля 2021 г. ПХГ в Европе были заполнены на 54,73% по сравнению с 84,29% на 25 июля 2020 г. и 58,34% на 25 июля схожего по погодной ситуации 2018 г.
На ключевом для Газпрома рынке Европы, в Германии, ПХГ были заполнены на 48,18% против 87,76% на аналогичную дату 2020 г. и 56,35% на тот же день в 2018 г.
Ускорить восполнение запасов газа к предстоящему ОЗП в Европе может помочь МГП Северный поток-2.
Причем поставки газа по новому маршруту будут экономически более привлекательными для европейских покупателей за счет более короткого транспортного маршрута.
Протяженность МГП Северный поток-2 до территории Германии почти на 2 тыс. км меньше, чем через ГТС Украины, да и техническое состояние украинской ГТС далеко не лучшее.
Кроме того, Северный поток-2 обеспечивает соблюдение всех необходимых современных экологических требований - выбросы СО2 через МГП Северный поток-2 в 5,6 раза ниже, в т.ч. за счет уменьшения количества компрессорных станций, чем для украинского маршрута.
Поэтому Газпром старается транспортировать газ через украинскую ГТС в объемах лишь немного превышающих законтрактованные, но готов обсуждать увеличение объемов транзита через территорию Украины, исходя из экономической целесообразности и технического состояния украинской ГТС.
Автор: Е. Алифирова