Об этом Ъ сообщил 30 июня 2021 г. со ссылкой на источники, знакомые с закрытой частью перечня поручений президента от 5 июня 2021 г. по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры.
Согласно перечню поручений:
- к 1 июля 2021 г. правительство и РЖД в лице премьер-министра РФ М. Мишустина и гендиректора РЖД О. Белозерова должны рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших срыв сроков реализации планов-графиков мероприятий по модернизации БАМа и Транссиба.
- О каком срыве сроков идет речь, не уточняется.
- Формально показатели провозной способности, соответствующей 1му этапу развития Восточного полигона (144 млн т/год), были достигнуты в 2020 г. вместо 2021 г., но по конкретным объектам допускаются задержки.
- до 15 января 2022 г. Счетная палата должна проверить эффективность и результативность использования средств, привлеченных на расширение Восточного полигона за счет инвестнадбавки к тарифу на грузоперевозки, в т.ч. надбавки на капремонт.
- Счетная палата в настоящее время прорабатывает включение данной проверки в план работы.
- до 15 апреля 2022 г. Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ, МВД, Федеральное казначейство, ФНС и ФАС должны проверить соблюдение законодательства при использовании государственных ресурсов, выделенных на развитие полигона.
Финансируется проект из инвестпрограммы РЖД и бюджета.
Предполагается, что в задержках следует винить:
- в 1ю очередь ответственных за затягивание проектирования и неправильную организацию работ.
- генподрядчиков, и прежде всего, ответственных за механизм их выбора.
В целом на задержку косвенно повлияли сами чиновники, которые ранее активно подвергали сомнению востребованность БАМа и Транссиба.
В апреле 2021 г. случилась торжественная военная церемония строительства гражданского проекта, поскольку на реализацию проекта брошены силы всех 10 ж/д бригад ВС РФ.
Ранее ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭК, глава Роснефти, И. Сечин обращал внимание В. Путина на то, что Россия может потерять долю на угольных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона из-за задержек с расширением Восточного полигона.
Согласно принятому на совещании комиссии по ТЭК в в августе 2018 г. решению, Восточный полигон должен быть расширен так, чтобы он пропускал на восток 195 млн т/год российского угля к 2025 г., в т.ч. не менее 100 млн т/год в направлении портов Приморского края и не менее 85 млн т/год на Ванино-Совгаванский узел в Хабаровском крае.
Однако госструктуры и инфраструктурные компании не представили планы реализации этих решений.
Более того, имеются основания считать, что предпринимаются действия для торможения принятых решений по Восточному полигону с целью развернуть потоки экспортируемого угля в направлении порта Тамань.