Так, посол Ирана в Индии А. Чегени, выступая на вебинаре 7 июня 2021 г., высказал несколько интересных тезисов:
Порт Джаск
- снятие санкций с Ирана - лишь вопрос времени после скорейшего возобновления обновленного Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД);
- нефть и газ являются основным стимулом для индийско-иранских отношений;
- Иран мог бы открыть порт Джаск для крупных индийских и китайских инвестиций в энергетику;
- Индия также может использовать объекты порта Джаск для хранения своих стратегических запасов сырой нефти для удовлетворения чрезвычайных потребностей в случае перебоев с поставками;
Нефте- и газопровод Иран-Индия
- наличие огромных мощностей для хранения нефти и всего лишь короткого прямого морского пути из Индии означает, что пришло время реализовать строительство нефте- и газопровода Иран-Индия;
Порт Чабахар и зона свободной торговли
- несколько стран стоят в очереди на присоединение к зарождающемуся четырехстороннему соглашению между Индией, Ираном, Афганистаном и Узбекистаном об использовании иранского порта Чабахар в Индийском океане для маршрутизации своей торговли;
- порт Чабахар и коридор, который простирается в сторону Афганистана и Узбекистана, могут стать ключевыми воротами для торговли между Евразией, включая Центральную Азию, не имеющую выхода к морю, и остальным миром;
- есть возможность возродить план Индии по инвестированию 20 млрд долл. США в Свободную экономическую зону Чабахар для создания нефтехимических заводов и заводов по производству удобрений, независимо или через совместные предприятия с иранскими государственно-частными компаниями;
- Иран уже выделил землю в зоне и готов предложить благоприятный режим при ценообразовании на газ для Индии, а также поставку обогащенного газа по конкурентоспособной цене и на долгосрочной основе в течение всего жизненного цикла совместных предприятий.
Для любознательных напомним, что маршрут Чабахара начинается в Мумбаи, хотя порт Мундра в Гуджарате сейчас приобретает все больший стратегический вес.
От западного побережья Индии коридор ведет в Чабахар, откуда он ведет в Афганистан через иранскую провинцию Систан и Белуджистан по недавно построенной Индией дороге. Со временем планируется построить железную дорогу, которая свяжет Чабахар с железорудными рудниками Хаджигак в Афганистане, куда Индия сделала крупные инвестиции.
Затем он тянется до Бендер-Аббаса, южного иранского порта в Персидском заливе, а оттуда по суше идет до Бандар-Энзели, расположенного на побережье Каспийского моря. Здесь разгружаются контейнеры и отправляются по Каспию к российскому берегу в г. Астрахани, которая становится базой для дальнейших перевозок в Евразию. По сути, новый INSTC представляет собой комбинацию 2х транспортных коридоров.
Развитие порта Чобахар, как и строительство крупного нефтехимического комплекса и экспортного терминала в районе порта Джаск на побережье Оманского залива в Иране, - это проекты, реализуемые иранский правительством в рамках стратегии развития побережья Мокрана.
Их реализация в т.ч. предоставит стране альтернативный маршрут для экспорта сырой нефти, который в настоящее время осуществляется только через Ормузский пролив.
В конце мая 2021 г. Иран осуществил первую поставку нефти через магистральный нефтепровод (МНП) Гуре-Джаск (Goureh-Jask), являющийся ключевой частью проекта.
Джаск примерно на 1 тыс. км сократит расстояние, которое нефтеналивным танкерам приходится преодолевать на пути к потребительским рынкам.
Это приведет:
- к снижению транспортных расходов;
- снизит зависимость от Ормузского пролива;
- увеличит экспортный потенциал.
Что касается порта Чабахар, то правительство Ирана, параллельно, чтобы не отставать от запуска нового морского пути, соединяющего 3 индийских порта с Чабахаром,
планирует начать строительство газопровода к нему.
Еще в 2016 г. Индия подтвердила заинтересованность в строительстве завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и установки по крекингу газа в порту Чабахар, но проект доставки туда иранского газа развивался медленно.