Это любопытно, поскольку 1 год назад случились эксперименты:
- сверхранняя экспериментальная проводка по СМП танкера-газовоза Кристоф де Маржери, которая успешно завершилась 30 мая 2020 г;
- 24 мая 2020 г. из порта Сабетта танкер-газовоз Владимир Воронин с грузом сжиженного природного газа (СПГ) бодро отправился по СМП в восточном направлении.
- заложить основу для продления периода навигации по СМП в восточном направлении;
- доказать возможность переноса навигации судов типоразмера Yamalmax с обычного в этих широтах июля на начало июня.
Эксперимент удался:
- танкеры-газовозы с бравыми экипажами доказали возможность ранней навигации в восточном направлении СМП;
- Росатомфлот анонсировал было готовность:
- продлить навигацию в восточном направлении до 9-10 месяцев,
- в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию;
- параметры сверхраннего рейса:
- продолжительность - 21 сутки,
- пройденная дистанция - 6047 морских миль,
- средняя скорость - 11,7 узла,
- в сравнении с южным маршрутом через Суэцкий канал (в среднем - около 34 суток) экономия 13 суток.
Завесу неопределенности по перспективам восточного направления СМП скупо приоткрыл Л. Михельсон в кулуарах ПМЭФ-21:
- хотел бы сделать то же самое в 2021 г, но в мае у нас просто не было танкерных мощностей для перевозки грузов;
- НОВАТЭК располагает флотом 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 для перевозки увеличившихся объемов СПГ;
- НОВАТЭК ожидает круглогодичной навигации в восточном направлении СМП в 2023 - 2024 гг;
- постараемся растянуть нынешнюю навигацию на восточном направлении с выходом в январе-феврале 2022 г;
- планы НОВАТЭКа выполнимы с технической точки зрения;
- в планах властей РФ:
- увеличение флота танкеров-газовозов ледового класса;
- строительство более мощных ледоколов.
Здесь - дольше, но нет Айонского ледового массива.
Судя по всему, морякам танкеров- газовозов пришлось нелегко в мае 2020 г, коли Л. Михельсон отправил СПГ через Суэц, несмотря на трепетное отношение В. Путина к СМП.
Впрочем, вероятно, скоро танкеры-газовозы пойдут на восток СМП в рамках нормальной навигации.
Пока СПГ-завод «Ямал СПГ» работает на 114% после запуска 4й технологической линии (train).
Чтобы ускорить оборот танкеров, НОВАТЭК использует проверенные временем перегрузочные СПГ-терминалы в Европе:
- танкеры ледового класса транспортируют СПГ с Ямала до СПГ- терминалов в Европе;
- производится перевалка СПГ на конвенциальные танкеры;
- на этих танкерах СПГ отправляется на растущий рынок в Азию через Суэцкий канал.
НОВАТЭКу очень нужен перегрузочный плавучий СПГ-терминал на Камчатке.
Но сроки его реализации зависят от наличия денежных средств.
Экономическая эффективность восточного маршрута СМП базируется на сокращении сроков доставки в Азию в сравнении с Суэцким каналом почти на 2 недели.
Однако на востоке нужны мощные ледоколы, не требующиеся в таком количестве при маршруте через Суэц.
После завершения строительства Камчатского СПГ-терминала и ввода в строй новых ледоколов, сравнительная эффективность восточного маршрута повысится и можно будет заложиться на риски штормов в Арктике.