Об этом заявил премьер-министр М. Мишустин на совещании со своими заместителями.
Тезисы М. Мишустина:
- по поручению президента в начале 2021 г. правительство проработало и подписало межправительственное соглашение о поставке белорусских нефтепродуктов через российские морские порты;
- этот документ рассчитан на 3 года и предусматривает возможность автоматического продления;
- за это время должно быть перевезено почти 10 млн т белорусских нефтепродуктов;
- Белоруссия начала поставки нефтепродуктов в российские порты 5 марта 2021 г.;
- месяц назад в этом направлении началась активная работа;
- через наши морские порты уже отгружено более 220 тыс. т, это почти на 1/4 превышает запланированные объемы;
- образована уже не просто цепочка экспортных поставок в рамках Союзного государства, а по сути создан новый международный транспортный коридор;
- по прогнозам в апреле 2021 г. также ожидается значительное превышение плановых показателей - как минимум на 100 тыс. т. Это хороший темп;
- работу нужно продолжать;
- нужно укреплять экономические связи 2х стран, загружать транспортную инфраструктуру и в дальнейшем - о создавать единый энергетический рынок;
- надо активно использовать и преумножать конкурентные преимущества России и Белоруссии.
Тезисы В. Савельева:
- в марте 2021 г. было отправлено из Беларуси:
- с Мозырского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в порт Усть-Луга - более 5 тыс. т белорусского бензина, а также 3,6 тыс. т мазута;
- по итогам месяца в порт Усть-Луга - почти 111 тыс. т бензина при плане в 86 тыс. т.
- в Петербургский нефтяной терминал - 96,6 тыс. т мазута вместо запланированных 90 тыс. т;
- 14,6 тыс. т газойля в Усть-Лугу;
- доходы российских компаний от экспорта транспортных услуг по перевозке и перевалке белорусских нефтепродуктов в марте 2021 г. составили около 348 млн руб.;
- при плане не менее 180 тыс. т продукции, позитивный прогноз графика отгрузок НПЗ на апрель 2021 г. предусматривает около 280 тыс. т нефтепродуктов: 106 тыс. т газойля, 92,5 тыс. т мазута и 71 тыс. т бензина;
- в мае-июне 2021 г. запланирована отправка около 360 тыс. т нефтепродуктов.
Документ предусматривает заключение контрактов по принципу take-or-pay (бери или плати).
В случае, если грузоотправитель обеспечивает перевалку в объеме меньше согласованного, морской терминал в любом случае получает плату за весь согласованный объем.
Белоруссия гарантированно перевалит в 2021 г. не менее 2 млн т нефтепродуктов через порты РФ.
Впрочем, этого маловато.
В 2018 г. замглавы Транснефти С. Андронов говорил, что для окупаемости нужно отгружать более 4 млн т/год.
Перенаправление потоков из Прибалтики в Россию обсуждалось не 1 год.
Однако транзит через прибалтийские порты был гораздо короче и выгоднее, поэтому А. Лукашенко не спешил от него отказываться.
Вернуться к этой идее в сентябре 2020 г. Батьку заставила откровенно недружественная позиция властей прибалтийских государств по итогам выборов президента Белоруссии, которые привели к массовым протестам в республике.
Балтийские страны одни из первых ввели санкции против властей Белоруссии.
Получив от властей РФ предложение по транзиту в декабре 2020 г, А. Лукашенко уже в феврале 2021 г. одобрил его условия.
Для Литвы это стало серьезным ударом:
- существенная часть доходов бюджета формируется за счет транзита, в т.ч. 30% - благодаря транзиту белорусских товаров.
- в 2019 г. порт Клайпеды обслужил 14,1 млн т/год белорусских грузов - это 30,5% от всех погрузок порта.
Автор: Д. Савосин