Об этом Совкомфлот (СКФ) сообщил 19 февраля 2021 г.
Хронология рейса:
- 5 января 2021 г. танкер вышел из порта Сабетта в восточном направлении с грузом сжиженного газа (СПГ) с завода Ямал СПГ (оператор НОВАТЭК) и взял курс на порт Цзянсу,
- за 10 суток 21 час судно самостоятельно, без ледокольной проводки, преодолело трассу СМП и вышло на траверз мыса Дежнева, восточной оконечности трассы СМП (протяженность маршрута по СМП составила около 2500 морских миль),
- 26 января танкер прибыл в порт Цзяньсу, где успешно выгрузил партию СПГ и начал балластный переход (с балластом, без груза, входит в стоимость доставки груза) в обратном направлении,
- 7 февраля газовоз достиг южной оконечности мыса Дежнева, где был взят под проводку атомным ледоколом 50 лет Победы и начал переход по СМП в обратном направлении,
- 16 февраля танкер и сопровождающий ледокол подошли к проливу Вилькицкого, соединяющему море Лаптевых и Карское море,
- 19 февраля в 16.30 мск Кристоф де Маржери встал к причалу порта Сабетта и ошвартовался к причалу в порту погрузки.
- самостоятельный проход по СМП в январе является сверхпоздним для восточной части СМП, где навигация обычно длится с июля по ноябрь.
- в феврале по восточному сектору Арктики транзитный переход крупнотоннажное грузовое судно осуществило вообще впервые в истории;
- обратный переход от мыса Дежнева до Сабетты под проводкой ледокола 50 лет Победы занял 11 суток 10 часов, чуть быстрее, чем самостоятельный переход Кристофа де Маржери в январе 2021 г.
Наибольшую сложность при переходе представляли торосистые участки в Чукотском и Восточно-Сибирском морях.
С 2010 г. СКФ и НОВАТЭК во взаимодействии с Росатомфлотом реализуют программу экспериментальных грузовых рейсов в акватории СМП.
В число приоритетных целей арктических рейсов входят:
- исследование ледопроходимости крупнотоннажных грузовых судов при плавании в условиях, характерных для акватории СМП в различные периоды года, при различных режимах движения как самостоятельно, так и в составе каравана,
- оценка качества, достоверности и оперативности получения данных о ледовой обстановке из различных источников (ААНИИ, Сканэкс, ледовые карты иностранных научных центров),
- оценка эффективности работы судового оборудования и механизмов, а также систем удаленного наблюдения и контроля за ними для своевременного выявления возможных неисправностей и их оперативного устранения,
- разносторонняя профессиональная подготовка экипажей, а также стажировка курсантов профильных российских вузов для работы на судах компании в Арктическом морском бассейне.
Увеличение периода арктической навигации является частью мер для достижения показателя грузооборота по СМП до 80 млн т/год к 2024 г, установленного майским указом № 204 В. Путина в 2019 г.
Напомним, что в 2020 г. по СМП было транспортировано почти 32,97 млн т грузов, в т.ч. более 18 млн т/год СПГ.
Автор: Е. Алифирова