USD 74.1373

-0.44

EUR 89.506

-0.17

BRENT 68.23

0

AИ-92 45.35

+0.01

AИ-95 49.14

+0.01

AИ-98 54.91

+0.02

ДТ 49.25

0

, Обновлено 23 февраля 12:03
3 мин
3468

Литва назвала политическим шагом перенаправление Белоруссией грузов из Прибалтики в порты России

Литва негодует, т.к. лишилась около 30% перевалки.

Литва назвала политическим шагом перенаправление Белоруссией грузов из Прибалтики в порты России

ильнюс, 20 фев - ИА Neftegaz.RU. Решение Белоруссии о перенаправлении грузов, которые шли через Клайпедский государственный морской порт Литвы, в порты РФ, продиктовано не экономической целесообразностью, а политикой.
Об этом напористо заявил министр коммуникаций и транспорта Литвы М. Скуодис. 

Тезисы М. Скуодиса:
  • приходится сожалеть о том, что действия Белоруссии основываются не на экономических, а на политических аргументах;
  • заказов на перегрузку белорусских нефтепродуктов через работающий в Клайпедском порту терминал предприятия Klaipedos nafta (KN) на февраль 2021 г. и последующее время нет;
  • по оценке руководства предприятия, это означает, что белорусских грузов на терминале в 2021 г. не будет.
Еще 15 декабря 2021 г. Клайпедский порт сообщил, что поступление белорусских нефтепродуктов на перегрузку снижается.
Гендиректор порта А. Латакас не отверг возможности того, что они вообще не вернутся в Клайпеду.

Негодование Литвы понятно.
Получается, что Литва больше всех из Прибалтики пострадала от развала СССР:
  • отношения с Газпромом традиционно очень напряженные;
  • власти Литвы по требованию  ЕС были вынуждены закрыть построенную в СССР Ингалинскую АЭС;
  • и вот теперь очередное снижение объемов перевалки в портах, которое началось с российской продукции, а заканчивается  белорусскими товарами.
Белорусские грузы, среди которых значительная доля приходится на нефтепродукты, до сих пор обеспечивали около 30% перевалки Клайпедского порта.
Когда в августе 2020 г. в А. Лукашенко заявил, что из-за политической линии Литвы по поддержке белорусской оппозиции торговые потоки с литовского порта могут быть переориентированы на другие маршруты, это вызвало озабоченность в прибалтийской республике.
Как отмечал премьер-министр С. Сквернялис, более эффективного, дешевого и экономически выгодного пути для белорусских грузов, чем через Клайпеду, нет.

Батька долго не соглашался на транзит белорусских грузов через российские порты, поскольку стоимость доставки грузов в российские порты в 2 раза дороже.
Но когда кресло под ним закачалось, В. Путин щедрой рукой предложил А. Лукашенко более 1 млрд долл США, что позволило купировать протесты в Беларуси.
Остальное -:дело времени.
19 февраля 2021 г. Белоруссия и Россия подписали  межправительственное соглашения об организации перевалки более 9,8 млн т белорусских нефтепродуктов в российских портах в 2021-2023 гг. 
РФ обеспечила для белорусской стороны выгодные условиях предоставив большие скидки по тарифам, чтобы стоимость транзита для Белоруссии не была выше, чем через порты Прибалтики.

Перенаправление белорусских нефтепродуктов в порты РФ обсуждалось много лет
Еще в 2015 г. обсуждалось строительство продуктопровода из Белоруссию в Усть-Лугу, но вопрос уперся в гарантию прокачки необходимых объемов с белорусской стороны.
В 2018 г. замглавы Транснефти С. Андронов говорил, что при объеме в 3,5-4 млн т/год проект не окупается.
В 2016 г. РЖД предоставила скидку Белоруссии по тарифу на 25%, в 2017 г. увеличила ее до 50%.
Однако несмотря на это, учитывая что расстояние до прибалтийских портов в 2 раза короче, чем до портов РФ на Балтике, Белоруссия по-прежнему не спешила перенаправить грузы.

Президент РФ В. Путин в 2017 г. на совещании по развитию транспортной инфраструктуры северо-запада России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов.
В. Путин предложил сформировать пакет по поставкам нефти в Белоруссию, связав получение российской нефти и соответствующие вопросы использования российской инфраструктуры.
По его словам, на белорусских НПЗ перерабатывается российская нефть, поэтому необходимо увязать вопрос получения российской нефти с использованием российской инфраструктуры.
Россия поставляет в Белоруссию 24 млн т/год нефти по беспошлинному тарифу, из которых 18 млн т направляются на переработку.
Нефтепродукты произведенные из этой нефти Белоруссия ранее поставляла через порты в Прибалтийских странах.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU






Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»