Об этом напористо заявил министр коммуникаций и транспорта Литвы М. Скуодис.
Тезисы М. Скуодиса:
- приходится сожалеть о том, что действия Белоруссии основываются не на экономических, а на политических аргументах;
- заказов на перегрузку белорусских нефтепродуктов через работающий в Клайпедском порту терминал предприятия Klaipedos nafta (KN) на февраль 2021 г. и последующее время нет;
- по оценке руководства предприятия, это означает, что белорусских грузов на терминале в 2021 г. не будет.
Гендиректор порта А. Латакас не отверг возможности того, что они вообще не вернутся в Клайпеду.
Негодование Литвы понятно.
Получается, что Литва больше всех из Прибалтики пострадала от развала СССР:
- отношения с Газпромом традиционно очень напряженные;
- власти Литвы по требованию ЕС были вынуждены закрыть построенную в СССР Ингалинскую АЭС;
- и вот теперь очередное снижение объемов перевалки в портах, которое началось с российской продукции, а заканчивается белорусскими товарами.
Когда в августе 2020 г. в А. Лукашенко заявил, что из-за политической линии Литвы по поддержке белорусской оппозиции торговые потоки с литовского порта могут быть переориентированы на другие маршруты, это вызвало озабоченность в прибалтийской республике.
Как отмечал премьер-министр С. Сквернялис, более эффективного, дешевого и экономически выгодного пути для белорусских грузов, чем через Клайпеду, нет.
Батька долго не соглашался на транзит белорусских грузов через российские порты, поскольку стоимость доставки грузов в российские порты в 2 раза дороже.
Но когда кресло под ним закачалось, В. Путин щедрой рукой предложил А. Лукашенко более 1 млрд долл США, что позволило купировать протесты в Беларуси.
Остальное -:дело времени.
РФ обеспечила для белорусской стороны выгодные условиях предоставив большие скидки по тарифам, чтобы стоимость транзита для Белоруссии не была выше, чем через порты Прибалтики.
Перенаправление белорусских нефтепродуктов в порты РФ обсуждалось много лет
Еще в 2015 г. обсуждалось строительство продуктопровода из Белоруссию в Усть-Лугу, но вопрос уперся в гарантию прокачки необходимых объемов с белорусской стороны.
В 2018 г. замглавы Транснефти С. Андронов говорил, что при объеме в 3,5-4 млн т/год проект не окупается.
В 2016 г. РЖД предоставила скидку Белоруссии по тарифу на 25%, в 2017 г. увеличила ее до 50%.
Однако несмотря на это, учитывая что расстояние до прибалтийских портов в 2 раза короче, чем до портов РФ на Балтике, Белоруссия по-прежнему не спешила перенаправить грузы.
Президент РФ В. Путин в 2017 г. на совещании по развитию транспортной инфраструктуры северо-запада России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов.
В. Путин предложил сформировать пакет по поставкам нефти в Белоруссию, связав получение российской нефти и соответствующие вопросы использования российской инфраструктуры.
По его словам, на белорусских НПЗ перерабатывается российская нефть, поэтому необходимо увязать вопрос получения российской нефти с использованием российской инфраструктуры.
Россия поставляет в Белоруссию 24 млн т/год нефти по беспошлинному тарифу, из которых 18 млн т направляются на переработку.
Нефтепродукты произведенные из этой нефти Белоруссия ранее поставляла через порты в Прибалтийских странах.
Автор: Д. Савосин