USD 73.5187

-1.06

EUR 88.8768

-0.69

BRENT 67.08

+3.01

AИ-92 44.45

+0.04

AИ-95 48.34

+0.04

AИ-98 53.75

0

ДТ 48.83

+0.01

5 мин
3315

Танкеры-газовозы Ямал СПГ впервые прошли Севморпуть в восточном направлении без ледокольного сопровождения в январе

Переход СМП в восточном направлении из порта Сабетта до Берингова пролива занял у Кристофа де Маржери 11 суток.

Танкеры-газовозы Ямал СПГ впервые прошли Севморпуть в восточном направлении без ледокольного сопровождения в январе

Сабетта, 19 янв - ИА Neftegaz.RU. 16 января 2021 г. в 20.20 мск арктический СПГ-танкер ледового класса Arc7 Кристоф де Маржери достиг траверза мыса Дежнева и завершил самостоятельный переход по трассе Северного морского пути (СМП) в восточном направлении в рамках выполнения коммерческого рейса по доставке партии сжиженного природного газа (СПГ) проекта Ямал СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
Об этом сообщил НОВАТЭК.

Впервые транспортировка российского СПГ по данному маршруту была обеспечена в январе. 
Переход СМП в восточном направлении из порта Сабетта до Берингова пролива занял у Кристофа де Маржери 11 суток.
На всем протяжении трассы СМП Кристоф де Маржери осуществлял самостоятельное плавание, без сопровождения ледокола, при этом поддерживая безопасную с учетом ледовой обстановки и ограниченной видимости скорость.
Морякам - респект, поскольку им удалось без ледокола пройти опасный Айонский ледяной массив.  
Около 66% всего ходового времени, для преодоления участков заторошенного льда, судно осуществляло движение кормой вперед, реализуя заложенный в его конструкцию принцип двойного действия. 
Танкер-газовоз проследовал со средней безопасной скоростью 9,6 узлов.
Судно преодолело расстояние в 2474 морских мили. 

Министр транспорта В. Савельев по видеосвязи:
  • принял доклад капитана танкера С. Геня об успешном завершении перехода. 
  • поздравил СКФ с этим событием;
  • выразил капитану и экипажу судна благодарность за выполнение ответственной задачи на высоком профессиональном уровне. 

Вышедший вслед за ним из Сабетты однотипный СПГ-танкер Николай Евгенов завершает самостоятельный переход по СМП.
Оба газовоза доставят потребителям в АТР около 140 тыс. т СПГ, произведенного на заводе Ямал СПГ.
Общее время доставки грузов данным маршрутом на 40% меньше традиционного маршрута через Суэцкий канал.
Танкер Николай Евгенов использовал данные Кристофа де Маржери и канал, проложенный им в ледовых полях, что дало возможность отработать тактику взаимодействия 2х танкеров - газовозов арктического ледового класса при самостоятельном плавании в ледовых условиях. 

Одновременно с ними СПГ-танкер ледового класса Arc7 Николай Зубов, следуя в балласте в порт Сабетта в западном направлении, 6 января 2021 г. вошел на ледовую трассу СМП и прибыл в Обскую губу 17 января 2021 г.
Балласт необходим для улучшения остойчивости, для смещения центра тяжести в нужном направлении.
Это улучшает управляемость, снижает ветровой дрейф и дифферент на корму.

Все танкеры-газовозы самостоятельно прошли ледовую часть СМП по рекомендованным Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ФГБУ ААНИИ) и Штабом морских операций Атомфлота маршрутам.
Указанные рейсы состоялись в условиях средней ледовой обстановки и на 2 месяца позднее традиционного завершения навигационного сезона в восточном секторе Арктики, который, как правило, заканчивается в ноябре.

Эффективность

За период перехода собраны подробные данные о ледопроходимости и маневренности танкеров- газовозов ледового класса Arc7 при плавании в условиях, характерных для восточного сектора Арктики в январе, при различных режимах движения. 
Использование данных спутниковой ледовой разведки, а также аналитических методов оценки и прогнозирования ледовой обстановки, разработанных специалистами Совкомфлота (СКФ), позволило выбрать для судна наиболее безопасный и экономически эффективный маршрут. 

Результаты перехода подтверждают, что коммерческая перевозка грузов в восточном секторе российской Арктики в осенне-зимний период становится возможна на 1-2 месяца позже, что позволяет еще на 1 шаг приблизиться к организации круглогодичной безопасной навигации на всем протяжении трассы СМП.
В свою очередь, это будет способствовать реализации национальных планов по увеличению грузопотока в акватории СМП и развитию его транзитного потенциала.

Кроме того, расширение периода навигации по СМП за счет сокращения практически в 2 раза расстояния и времени транспортировки СПГ в порты АТР по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал позволяет уменьшить углеродный след и сократить выбросы углерода на 7 тыс т/рейс в оба конца.

Планы властей РФ

Правительством РФ предпринимаются меры по формированию безопасной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры в российской Арктике, в т.ч. для обеспечения круглогодичной навигации по СМП, включая восточный сектор СМП, так, новые суда-газовозы ледового класса, строительство которых осуществляется на судоверфи Звезда, спроектированы с более высокими ледокольными характеристиками.

В 2010-2011 гг. СКФ и НОВАТЭК совместно с Атомфлотом организовали серию экспериментальных транзитных рейсов по СМП, которые доказали техническую возможность и экономическую целесообразность использования СМП для крупнотоннажных грузовых перевозок.
Эти рейсы заложили основу для реализации масштабных газовых проектов НОВАТЭКа в устье р. Обь.
В 2017 г. СКФ ввел в эксплуатацию 1й в мире арктический ледокольный СПГ-танкер - Кристоф де Маржери.
Это головное судно серии из 15 газовозов, спроектированных для круглогодичной транспортировки сжиженного газа в рамках проекта Ямал СПГ.
Грузовместимость судна - 172,6 тыс. м3.
Танкер отличается высокой ледопроходимостью (ледовый класс Arc7), маневренностью и мощностью (45 МВт), что позволяет ему безопасно работать в экстремальных условиях высоких широт.

В 2020 г.  Кристоф де Маржери стал 1м судном класса Yamalmax, которое преодолело трассу СМП в восточном направлении в мае, на 2 месяца раньше традиционного начала навигации, - в июле.
До этого суда класса Yamalmax следовали по акватории СМП только в период с июля по начало января.
Таким образом, теперь период навигации расширен на 4 месяца и теперь может начинаться в мае и заканчиваться в январе.

Перспективы для НОВАТЭКа

НОВАТЭК пока не использует Восточный маршрут СМП в полной мере.
Обычно в это время года танкеры - газовозы НОВАТЭКа идут по маршруту вокруг Евразии через Суэцкий канал и Малаккский пролив.
Хотя этот маршрут гораздо выгоднее и почти в 2 раза короче альтернативных (см. интерактивную карту проекта «Ямал – сердце нефтегазовой отрасли России»)
Так, летом прямой маршрут до Китая составляет около 20 дней, а в обход через Суэцкий канал - около 36 дней. 

Круглогодичная ледокольная проводка в Восточной Арктике поможет НОВАТЭКу сократить время и затраты на поставку СПГ на высокомаржинальные рынки АТР.
Для этих же целей НОВАТЭК планирует построить перевалочный СПГ-терминал на Камчатке.
На нем судами-газовозами ледового класса будет осуществляться перегрузки СПГ на обычные суда - газовозы для последующей транспортировки в Азию.
Реализация проекта позволит оптимизировать маршрут поставок СПГ из Арктики.

Прямые поставки СПГ газовозами в порты Азии по СМП в восточном направлении считаются НОВАТЭКом более выгодными, чем через Европу - как с перевалкой, так и напрямую через Суэцкий канал.
Однако зимой в условиях сложной ледовой обстановки снижается коммерческая скорость газовоза по сравнению с движением по чистой воде, как при самостоятельном плавании, так и при ледокольном сопровождении.

Источник : Neftegaz.RU






Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»