Об этом договорились губернатор В. Солодов и Л. Михельсон в ходе 2-сторонней встречи.
Информация об итогах разговора размещена на сайте краевого правительства.
Газификация и регазификация
Тезисы Л. Михельсона:
- В. Путин поручил к 2024 г. довести грузооборот по СМП до 80 млн т/год, и 50% этого объема будет приходиться на проекты НОВАТЭКа;
- мы запустили масштабный проект Ямал СПГ, и сейчас реализуем Арктик СПГ 2 еще большей мощности;
- 1ю очередь собираемся ввести в 2023 г.;
- в 2023 г. собираемся открыть на Камчатке перевалочный пункт;
- рассматривали с вашими службами возможность регазификации;
- уже все расчеты сделаны;
- к 2023 г. надо подготовиться, и недостаток газа на Камчатке ликвидировать;
- для это есть все возможности.
Тезисы В. Солодова:
- в газификацию мы сейчас уперлись и величиной тарифа, и тем, что уже перевели в 2020 г. обратно с газа на мазут ТЭЦ Петропавловска-Камчатского;
- а это и вопросы экологии, и дополнительные расходы;
- только в 2020 г. они составили 1,6 млрд руб.;
- перспективы всех инвестиционных проектов тоже упираются в газ;
- если мы это решим, дальше и круглогодичные теплицы можно строить, и стратегические объекты в г. Вилючинске, и многое другое;
- для меня этот проект знаковый и важный;
- буду курировать его лично.
Л. Михельсон отметил, что танкеры-газовозы НОВАТЭКа ходят по СМП и расстояние от Обской губы в Карском море до Берингова пролива преодолевают за 6 суток:
- в 2020 г. 1й рейс сделали в мае;
- сейчас постоянно где-то 1 раз/неделю, даже чаще наши танкеры - газовозы проходят маршрутом СМП в Китай или Корею;
- собираемся в 2021 г. и в январе, и в феврале ходить через Берингов пролив;
- и к 2024 г. - достичь круглогодичной навигации по СМП;
- а дальше и остальные грузы пойдут;
- сейчас Росатом прорабатывает контейнерные перевозки, и в будущем здесь возможно будет организована перевалка и контейнеров.
- с Камчатки сейчас рыба рефконтейнерами отправляется по Севморпути;
- очередной лихтеровоз пойдет в конце августа 2020 г;
- это удешевление доставки грузов в гг. Архангельск, в Мурманск, в Санкт-Петербург и обратно, потому что это быстро;
- а вслед за этим получат развитие судоремонт и вещи, связанные вообще с портовой инфраструктурой;
- я уверен, что совместной скоординированной работой мы очень серьезных успехов достигнем.
- снижение стоимости доставки повлечет снижение цен на завозные товары для камчатцев.
Ранее на встрече в режиме видеоконференции с В. Солодовым В. Путин поручил Газпрому и Правительству РФ при участии НОВАТЭКа реализовать проект строительства плавучей станции регазификации в Авачинской бухте.
НОВАТЭК заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с правительство региона, поскольку проект Арктик СПГ 2 предполагает разработку на Гыданском полуострове ЯНАО газового месторождения Утреннее и строительство завода по сжижению природного газа в Обской губе Карского моря.
Вывоз СПГ с терминала Утренний будет производиться танкерами-газовозами усиленного ледового класса.
СПГ будет направляться в страны АТР через плавучий перегрузочный терминал на Камчатке, где газ будут перегружать на обычные газовозы.
И тем не менее, с реализацией проекта плавучего СПГ-терминала много проблем, потребовавших вмешательства президента.
Программа газификации Камчатского края 2011 г:
- разрабатывалась на основе развития Камчатского центра газодобычи (ЦГД) Газпрома.
- в 2015 г. предполагалось поставить 723 млн м3/год газа;
- пропускная мощность - 750 млн м3/год газа, магистрального газопровода (МГП) Соболево - Петропавловск-Камчатский, введенного в эксплуатацию в 2010 г, соответствовала планам.
Судя по словам В. Солодова, падение добычи на Камчатке еще печальнее.
Руку помощи Газпрому в части газификации Камчатки протянул НОВАТЭК.
Впрочем, Газпрому придется построить газопроводы для транспортировки газа от СПГ - терминала НОВАТЭКа.
Морской перевалочный терминал НОВАТЭК построит в бухте Бечевинская.
Но тянуть газопровод оттуда в г. Петропавловск-Камчатский стоит до 120 млрд руб.
Дороговато.
Это сопоставимо со стоимостью Морского перевалочного терминала в Бечевинке - 108 млрд рублей, в тч частные инвестиции - в строительство плавучих хранилищ и объектов береговой инфраструктуры - 69,5 млрд рублей, бюджетные - в подходной канал и объекты безопасности мореплавания - 38,5 млрд рублей.
Решили доставлять каботажными танкерами - газовозами СПГ до СПГ - терминала в Авачинской бухте.
Но еще нужно договориться с военморами ТОФ РФ.
35% опрошенных читателей Neftegaz.RU считают преимуществом морского перевалочного СПГ- терминала на Камчатке возможность закрыть дефицит газа на Камчатке.
Автор: А. Никитина, О. Бахтина