Это очевидный шаг стал насущным после объявления банкротства танкерного СП Венесуэлы и Китая.
США последовательны:
- включают в санкционные списки по Венесуэле владельцев и операторов нефтеналивных танкеров;
- дают понять, что под ограничения может попасть любое судно, которое способствует экспорту венесуэльской нефти.
- вводятся все более жесткие ограничения на торговлю с Венесуэлой, в т.ч. на поставку в страну оборудования, материалов и т.п.
Власти Китая и России поддерживают Н. Мадуро, а власти США - Х. Гуайдо.
Никакой интриги: власти США пытаются сместить Н. Мадуро, а Китай и Россия стараются этого не допустить, потому что не хотят терять влияние в этой богатой нефтью стране.
Своими санкциями США многого добились:
- большинство судоходных компаний избегают сотрудничества с Венесуэлой,
- экспорт нефти из страны упал до самого низкого уровня почти за 80 лет.
Пути обхода санкций США:
- некоторые судовладельцы меняют названия танкеров до или после транспортировки венесуэльской нефти.
- отключение спутниковой автоматической идентификационной системы (AIS) судами во избежание обнаружения их во время нахождения в венесуэльских водах.
Поэтому PDVSA сосредоточилась на создании собственного флота нефтеналивных танкеров для доставки нефти покупателям.
С апреля 2020 г. компания заключила соглашения с новыми и действующими клиентами, по которым взяла на себя транспортные расходы и в некоторых случаях таможенные сборы.
Если ранее покупатели отправляли суда в венесуэльские порты для погрузки сырой нефти, то по новым соглашениям, покупатели указывают порты, в которые они хотят доставить нефть, а PDVSA берет на себя доставку нефти в названный порт.
В июле 2020 г. PDVSA направила таиландской Tipco Asphalt, одному из своих давних клиентов, письмо с предложением использовать свои суда Arita и Parnaso для экспорта сырой нефти, включая стоимость фрахта.
Tipco приняла соглашение об использовании танкера Arita, включая предварительный график отправки груза в августе 2020 г.
При этом 2 чартерных контракта, заключенные Tipco на рейсы из Венесуэлы, были расторгнуты судовладельцами в июне и июле.
Одновременно Tipco запросила разрешение у Минфина США на продолжение получения венесуэльской нефти в соответствии с долгосрочным контрактом на поставку, подписанным до введения санкций.
Стратегии с использованием собственных танкеров для доставки своей нефти покупателям придерживаются и другие страны, находящиеся под санкциями США, например, Иран.
Однако в случае с Венесуэлой эта стратегия может не сработать, если PDVSA не сможет привлечь достаточно судов для транспортировки своей нефти.
В настоящее время из более чем 20 судов, контролируемых PDVSA, только 4 имеют действительную классификацию и страховку.
Остальные суда имеют проблемы той или иной степени сложности:
- отсутствие страховки или сертификации, необходимых для хождения в международных водах,
- непригодность для мореплавания в связи с техническим состоянием.
Некоторые суда больше не имеют операторов, поскольку PDVSA не смогла заплатить компаниям, которые управляли судами и экипажами.
Также PDVSA опасается судебных исков и попыток ареста своих судов из-за накопившихся долгов перед кредиторами.
В результате в течение последнего года большая часть танкерного флота PDVSA оставалась в венесуэльских водах, за исключением нескольких коротких рейсов на Кубу.
Поставки нефти по новой схеме PDVSA опробовала, но проблемы с доставкой грузов имеются.
Первая партия венесуэльской нефти, направленная клиенту по новой модели, по-видимому доставлена не была.
В апреле 2020 г. на танкер под флагом Панамы MT Kelly было отгружено 1,96 млн барр. тяжелой нефти для доставки в в Турцию.
Возле берегов Турции судно однако развернулось и снова прошло через Гибралтарский пролив, огибая Африку по пути на Ближний Восток.
По данным Refinitiv Eikon, AIS танкера была отключена с 22 июня, поэтому неясно, доставил ли он груз.
PDVSA через СП CV Shipping с китайской PetroChina владеет 4 супертанкерами типоразмера VLCC, которые способны перевозить до 2 млн барр. нефти каждый.
Однако этот флот может быть потерян, если Высокий суд Сингапура постановит, что танкеры могут быть арестованы или проданы с аукциона для выплаты кредиторам.
В январе-феврале 2020 г. PetroChina уже взяла под свой контроль 3 VLCC-танкера Junin, Boyaca и Carabobo, объявив CV Shipping банкротом из-за невозможности застраховать суда.
4й супертанкер Ayacucho PDVSA удавалось удерживать, однако американская компания - производитель стекла подала иск в суд Сингапура об аресте этого танкера.
Истец стремится получить арбитражное решение на 500 млн долл. США за экспроприацию Венесуэлой 2 заводов в 2010 г.
Вероятно, речь идет о штатном истце властей США - компании Owens-Illinois, которая является не только стеклотарным мейджором, но и успешным участником судейских баталий, обиженным за экспроприацию заводов.
В 2019 г. бодрые стеклотарщики подали иск в суд штата Делавер к Роснефти и банкам-попечителям по облигационному свопу на 2,8 млрд долл США, чтобы лишить их права на находящиеся в залоге акции Citgo Petroleum.
Ныне по сути разрушена создаваемая с 2008 г. партнерская схема между Китаем и Венесуэлой.
CV Shipping создавалась для поставок венесуэльской нефти в Китай и по некоторым другим экспортным направлениям.
Китай стремился закрыть дефицит венесуэльской нефтью, еще при У. Чавесе.
Несмотря на приверженность Н. Мадуро идеям маоизма, впоследствии Китай резко включил прагматизм и сократил поддержку Венесуэлы, не отказываясь от венесуэльской нефти.
То ли санкции США подействовали на осторожных китайцев, то ли интерес был потерян от удаленности Венесуэлы, а может не хотели конкурировать с властями РФ.
Китай остается одним из основных импортеров сырой нефти из Венесуэлы, пользуясь при доставке перевалкой по схеме борт-в-борт и позиционируя полученную нефть как импортируемую из Малайзии.
Но этот маневр уже разгадан властями США.
С греческих танкеров сняты сняты ограничения под честное слово греческих профсоюзов больше не участвовать в операциях с венесуэльской нефтью:
- Delos Voyager загрузил 515 000 барр. венесуэльской сырой нефти в середине января для доставки в феврале в Циндао, Китай, и еще 1 такую же партию, загруженную в конце марта,- для перегрузки на другой танкер недалеко от Малайзии;
- Танкер Euroforce Romina загрузил 500 000 баррелей венесуэльской сырой нефти в середине марта и в конце мая перегрузил их на другое танкер в Южно-Китайском море.
- торпедирование газотранспортного проекта МГП Северный поток-2, чтобы вывести американский сланцевый СПГ в Европу;
- торпедирование поставок венесуэльской высоковязкой нефти, чтобы вывести американскую сланцевую нефть на рынок Китая.
Стало жарко - Китай ушел.
Свежи в памяти санкции 2019 г. против Kunlun Holding Company и COSCO Shipping Tanker (Dalian), что привело к серьезным сбоям на рынке фрахтования нефтеналивных танкеров в 2019 г.
Китай вообще не воюет.
Пока другие стреляют, Китай побеждает экономическими методами.
Чтобы не ругаться с американцами, Китай должен серьезно нарастить закупки энергоносителей в рамках исполнения условий 1й части торгового соглашения с США, подписанного в январе 2020 г.
Делать это Китай не торопится, ссылаясь на негативное влияние последствий пандемии COVID-19 на свою экономику.
В 1м полугодии 2020 г. Китай купил у США только 5% энергоносителей из предусмотренного соглашением объема в 25,3 млрд долл. США.
При этом Китай благополучно наращивает импорт нефти с других направлений, в т.ч. из России и Саудовской Аравии.
Дефицит бензина в Венесуэле.
На фоне стоических попыток властей обеспечить экспорт нефти, давно нет вестей об импорте нефтепродуктов в Венесуэлу.
Разовый караван танкеров с иранским бензином, давно разгрузился, а новых поставок из-за санкций не предвидится.
2 НПЗ в Венесуэле ( Эль - Палито и Паргуана) не покрывают дефицит бензина.
Развивается черный рынок, где богатые венесуэльцы могут купить бензин по цене в среднем 3 долл США/литр.
Но даже в этих условиях нет реальной оппозиции Н. Мадуро, которая разрознена и довольно коррупционна.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина