Сабетта, 1 июн - ИА Neftegaz.RU.30 мая 2020 г. у восточной кромки льдов Чукотского моря атомный ледокол «Ямал» Атомфлота, дочки Росатома, завершил проводку танкера - газовоза ледового класса Arc7 «Кристоф де Маржери» Совкомфлота.
Об этом сообщил Росамтофлот.
Маршрут движения начался в порту Сабетта, расположенном в Обской губе Карского моря.
До этого суда класса Yamalmax следовали по акватории Северного морского пути (СМП) только в период с июля по начало января.
Этот сверхранний экспериментальный рейс открыл новую страницу в арктической навигации.
Экипажами судов «Ямал» и «Кристоф де Маржери» получен уникальный опыт, который станет фундаментом для организации в будущем круглогодичной навигации по всей акватории СМП.
Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» вышел с грузом из порта Сабетта 18 мая 2020 г.
19 мая 2020 г. в точке формирования каравана у кромки льдов Карского моря судно взял под проводку ледокол «Ямал».
Под проводкой атомохода пройдено 2200 морских миль.
В рейсе экипажи «Ямала» и «Кристофа де Маржери» отработали совместное взаимодействие в различных режимах работы.
Самые сложные участки трассы - припайные льды пролива Вилькицкого, ледовые поля в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, где наблюдалось сильное торошение и ледовое сжатие - танкер форсировал при поддержке ледокола, по проложенному «Ямалом» каналу.
Максимальная толщина льда на маршруте движения достигала 1,3 м.
Рейс подтвердил высокие ледопроходимые, маневренные и прочностные качества «Кристофа де Маржери» как при следовании в канале за ледоколом, так и при самостоятельном плавании в различных режимах.
Экипаж танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» изучил возможность движения по маршруту кормой и носом.
Результаты рейса будут исследованы специалистами.
Но уже сейчас можно говорить о расширении сроков навигации в восточном направлении до 9-10 месяцев, а также о переходе в дальнейшем к регулярным круглогодичным проводкам по всей акватории СМП.
В ходе рейса был собран обширный массив данных о ледовой обстановке в Восточном секторе Арктики, отработаны новые тактики взаимодействия транспортного судна и ледокола сопровождения в экстремальных ледовых условиях, что позволит повысить качество планирования логистики будущих арктических проектов и может способствовать ускорению реализации национальных планов по увеличению грузопотока в акватории СМП.
Эти данные будут учтены при разработке следующих поколений арктических судов.
В настоящее время танкер - газовоз «Кристоф де Маржери» продолжает движение в направлении одного из китайских портов.
Согласно данным MarineTraffic, «Кристоф-де-Маржери» должен поставить партию сжиженного природного газа (СПГ) в Китай до 11 июня 2020 г.
НОВАТЭК пока не использует Восточный маршрут СМП в полной мере.
Обычно в это время года танкеры - газовозы НОВАТЭКа идут по маршруту вокруг Евразии через Суэцкий канал и Малаккский пролив.
Хотя этот маршрут гораздо выгоднее и почти в 2 раза короче альтернативных (см. интерактивную карту проекта «Ямал – сердце нефтегазовой отрасли России»)
Так, летом прямой маршрут до Китая составляет около 20 дней, а в обход через Суэцкий канал - около 36 дней.
Круглогодичная ледокольная проводка в Восточной Арктике поможет НОВАТЭКу сократить время и затраты на поставку СПГ на высокомаржинальные рынки АТР.
Для этих же целей НОВАТЭК планирует построить 2 перевалочных СПГ-терминала - в Мурманске и на Камчатке.
На них судами - газовозами ледового класса будет осуществляться перегрузки СПГ на обычные суда - газовозы для последующей транспортировки в Азию.
Реализация проекта позволит оптимизировать маршрут поставок СПГ из Арктики и стимулировать развитие СМП.
«Кристоф-де-Маржери» - этой 1й танкер - газовоз ледового класса, построенный для 1го СПГ-проекта НОВАТКа - Ямал СПГ.
Автор: Д. Савосин