Об этом сообщила пресс-служба ОГТСУ.
Документ предусматривает объединение 2х существующих межгосударственных точек поставки газа Берегово DN1400 и Берегдароц DN800 в единую систему виртуального соединения 2х систем Берег.
Соглашение о точках присоединения между странами ОГТСУ и FGSZ заключили не так давно - 20 декабря 2019 г.
Оно вступило в силу с 1 января 2020 г.
Как пояснил глава ОГТСУ С. Макогон, это решение облегчит трейдерам доступ к газотранспортным мощностям на границе 2х стран:
- уже не надо бронировать конкретную физическую точку, просто выбирается направление транспортировки газа, а операторы уже самостоятельно принимают решение о способе физической транспортировки газа;
- теперь фактически импортироваться может весь объем транзита/экспорта за счет механизма виртуального реверса;
- например, сегодня можно было бы импортировать дополнительно 20 млн м3, это те объемы, которые сегодня идут транзитом через Украину в Венгрию.
Украине в реализации трейдерских планов невольно помогает Газпром.
Не так давно С. Макогон сообщил, что объемы прокачки российского газа через ГТС Украины, которые своевременно оплачивает Газпром, фактически меньше, чем контрактные, - около 150 млн м3/сутки из 178 млн м3 .
Почему бы не использовать их для фактически двойного заработка, считает глава ОГТСУ:
- 28 млн м3/сутки оплачивается, но не используется;
- поэтому есть смысл рассмотреть целесообразность использовать всю оплаченную мощность для ввоза газа на Украину, часть объема можно отдавать на транзит, а остаток завозить на хранение;
- сейчас у нас на операционном уровне сложились очень продуктивные взаимоотношения с коллегами из Газпрома;
- все проблемы и вопросы решаются достаточно оперативно.
Напомним, что в конце декабря 2019 г. РФ и Украина подписали договор на транзит российского газа через Украину, который рассчитан на 5 лет.
Согласно контракту, Газпром должен прокачать через украинскую ГТС 65 млрд м3 газа в 2020 г. и по 40 млрд м3/год в последующие 4 года.
Причем в рамках контракта действует принцип «качай или плати», по которому Газпром оплачивает транзитные мощности украинской ГТС независимо от реального объема прокачки.
5 лет - это не так уж много.
Пока Украинская ГТС - это своеобразный "костыль" для обеих стран.
Россия использует ее для транспортировки газа в Европу пока не закончено строительство магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 и Балканского потока, а Украина пытается выжить максимум финансов из РФ, пока это еще возможно.
Сокращение объемов прокачки в будущем неизбежно.
После запуска МГП Турецкий поток в январе 2020 г. Украина уже ощущает снижение объемов, а после того, как Болгария все-таки достроит свой участок продолжения 2й нитки газопровода, эффект будет еще более ощутимым.
Поэтому Украину делает все, чтобы сохранить ценность своей ГТС и для Европы, и для РФ, всячески тормозя запуск МГП Северный Поток-2.
Тем не менее, 29 апреля 2020 г. тот же С. Макогон заявил, что ГТС Украины должна быть полностью обновлена, чтобы быть готовой к прекращению транзита российского газа после 2025 г.
Автор: А. Чижевский