Об этом в интервью РБК 29 апреля 2020 г. сообщил глава Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) С. Макогон.
Потери ГТС Украины
Действующий контракт на транзит российского газа через Украину, подписанный в декабре 2019 г., рассчитан лишь на 5 лет.
Согласно контракту, Газпром должен прокачать через украинскую ГТС 65 млрд м3 газа в 2020 г. и по 40 млрд м3/год в последующие 4 года.
Причем в рамках контракта действует принцип «качай или плати», по которому Газпром оплачивает транзитные мощности украинской ГТС независимо от реального объема прокачки.
Сокращение объемов прокачки отражает запуск магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2, однако за счет запуска МГП Турецкий поток в январе 2020 г. Украина уже ощущает снижение объемов прокачки.
После увеличения объема загрузки МГП Турецкий поток, когда Болгария все-таки достроит свой участок продолжения 2й нитки газопровода, эффект будет еще более ощутимым.
Тезисы от С. Макогона:
- после запуска 1й нитки МГП Турецкий поток украинская ГТС уже потеряла 15 млрд м3/год транзита, который раньше шел через Украину в Турцию, Болгарию и Грецию,
- сейчас по южному направлению ОГТСУ транспортирует газ только для Румынии и Молдовы,
- после запуска 2й нитки МГП Турецкий поток и окончания строительства МГП Болгария - Сербия - Венгрия ожидается потеря еще 15 млрд м3/год транзита,
- завершение строительства МГП Северный поток-2 приведет к потере оставшихся 50 млрд м3/год,
- ОГТСУ не видит причин для Газпрома продлевать транзит газа через Украину после 2025 г.
Жизнь без транзита
В связи с перспективами прекращения транзита российского газа, ОГТСУ ведет работы по развитию альтернативных вариантов использования ГТС Украины после 2025 г., о чем С. Макогон говорил уже неоднократно.
Основной альтернативой для украинской ГТС станет обеспечение транзита газа между странами Европы.
В ЕС связность инфраструктуры между странами является очень модной темой и для Украины имеется хороший шанс, чтобы встроится в эту политику.
Однако для чего потребуется расширение и модернизация ГТС в западной части Украины, тогда как мощности в восточной части страны станут избыточными и их придется законсервировать.
Еще один рассматриваемый путь для Украины - поставки американского сжиженного природного газа (СПГ) из Польши в Восточную Европу, что теоретически имеет экономический смысл за счет использования мощностей подземных хранилищ газа (ПХГ) на Украине при низком спросе с последующим выводом газа в период высокого спроса.
Но здесь есть подводные камни в виде недостаточных регазификационных мощностей в Польше, тогда как другие маршруты поставок СПГ на Украину или невозможны (через Черное море из-за блокирования Турцией Босфора для прохождения танкеров-газовозов и отсутствия у Украины собственного регазификационного терминала) или очень дороги (через будущий регазификационный терминал на о. Крк в Хорватии).
Рассматривались и еще более экзотические варианты использования украинской ГТС, например, для транспортировки водорода, но это вопрос отдаленного будущего, да по составу металла труб ГТС Украины может быть не готова к таким инновациям.
Тезисы от С. Макогона:
- Украина готова к сценарию 0вого транзита и в этом случае переориентирует мощности трубы только на внутреннюю транспортировку, чтобы бесплатно поддерживать ГТС в рабочем состоянии,
- за 5 лет ОГТСУ полностью обновит ГТС Украины под этот сценарий,
- после этого Европа будет полностью зависеть от поставок газа через газопроводы Газпрома,
- больше всего от этого пострадает европейский потребитель,
- Украина работает над организацией максимальных возможностей для трейдеров привозить газ на Украину,
- уже сейчас СПГ потенциально можно привозить трубопроводным транспортом из Польши, а в будущем из Греции, Турции и Хорватии,
- украинская ГТС готова принимать из Польши 6,6 млрд м3/год газа,
- чем больше маршрутов, тем выше конкуренция и энергетическая безопасность страны,
- прорабатываются несколько проектов по организации значительных поставок СПГ из США, которым ОГТСУ готов оказать максимальное содействие.
Украина позиционирует свою ГТС как уникальную и для этого есть определенные основания.
ГТС Украины, несмотря на высокую степень износа, имеет высокую степень гибкости благодаря наличию ПХГ, и это может стать аргументом в переговорах с Газпромом относительно использования украинской ГТС.
Тезисы от С. Макогона:
- украинские тарифы на транзит абсолютно конкурентные,
- украинская ГТС и ПХГ способны оперативно реагировать на изменения спроса в Европе,
- Газпром не полностью использует оплаченные мощности по транзиту - из 178 млн м3/сутки используется в среднем только 150 млн м3/сутки,
- т.е. 28 млн м3/сутки оплачивается, но не используется,
- поэтому есть смысл рассмотреть целесообразность использовать всю оплаченную мощность для ввоза газа в Украину, часть объема можно отдавать на транзит, а остаток завозить на хранение,
- зимой, когда спрос в ЕС вырастет, можно будет поднять газ из ПХГ и отправить в ЕС или в рамках уже купленных мощностей по транзиту, или докупить дополнительные,
- ни Северный поток, ни Турецкий поток не смогут обеспечить такую гибкость, они рассчитаны исключительно на прокачку стабильных объемов газа,
- кроме этого, Газпром и другие российские добывающие компании могли бы начать предлагать газ европейским трейдерам на границе Украины и России, чтобы трейдеры сами выбирали маршрут транспортировки в ЕС,
- пока же Газпром передает газ исключительно в Европе, а у других компаний нет доступа к российской ГТС.
Автор: Е. Алифирова