Об этом сообщил замначальника департамента по организации мероприятий и связям с общественностью компании И. Ахмедов.
- планируется начать отгрузку нефти в порту Супса в районе 20 марта 2020 г.
- объем первой танкерной партии составит около 85 тыс. т.
26 февраля 2020 г. Белнефтехим сообщил о заключении с SOCAR сделки на поставку 2х танкеров нефти общим объемом 160 тыс. т, уточнив, что сырье начнут поставлять по магистральному нефтепроводу (МНП) Одесса - Броды в марте 2020 г.
Однако в тот же день И. Ахмедов говорил, что никаких подвижек в договоре на поставку нефти нет.
Зачем было умалчивать эту информацию не ясно, но вероятно SOCAR:
- либо ждала сообщения от Транснефти, которая сегодня подтвердила наличие заявок от нескольких российских компаний на прокачку нефти на белорусские НПЗ в марте 2020 г.,
- либо были какие-то проблемы с украинской стороной, хотя она и говорила о готовности осуществлять транзит.
В свою очередь Белоруссия тоже заявила о готовности принять все поставки.
Главный инженер Гомельтранснефть Дружба А. Вериго сообщил, что компания практически готова к поставке азербайджанской нефти на Мозырский НПЗ с территории Украины по МНП Одесса - Броды.
Тезисы А. Вериго:
- это обычный процесс транспортировки;
- оператором на Украине является Укртранснафта, она поддерживает в исправном состоянии все оборудование;
- нефтепровод никогда не выводился из эксплуатации, он заполнен технологической нефтьюи готов к работе;
- еще в 2011 г. белорусская сторона транспортировала нефть из Одессы, с Черного моря;
- система тогда работала, наша нефтетранспортная система (НТС) готова работать и сейчас.
19 февраля 2020 г. Украина подтвердила возможность приема нефти для Белоруссии.
Напомним, что МНП Одесса-Броды был построен в 2001 г. между портом г. Одесса на Черном море и г. Броды во Львовской области, где осуществлена стыковка с МНП Дружба.
Длина нефтепровода - 667 км, проектная мощность - 14,5 млн т/год нефти.
Изначально по нему планировалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход турецких проливов из порта Одессы на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Восточной и Центральной Европы и в Северную Европу через Гданьский порт.
Т.е. преследовалась идея создания альтернативного российскому транспортного коридора для поставки каспийской нефти в страны Западной и Центральной Европы.
Но МГП Одесса-Броды из-за отсутствия сырья долгое время простаивал.
В каком техническом состоянии нефтепровод находится сейчас - неизвестно, хотя Украина и рапортует о том, что все прекрасно.
Дважды в 1 реку...
В 2010 г. было очередное обострение между властями России и Белоруссии по нефтяным вопросам, которое удалось урегулировать.
Тогда Беларусь тоже искала альтернативные источники поставок нефти.
Тем не менее, по МГП Одесса - Броды, а дапее по МНП Мозырь - Броды, который соединяет южную нитку МНП Дружба, проходящую по территории Беларуси, и участок нефтепровода, идущий по территории Украины на Мозырский НПЗ поступала сначала венесуэльская, а затем азербайджанская нефть по своп-схем.
В 2011 г. основной альтернативным источником поставок нефти стал Азербайджан с 1 млн. т по цене 838 долл. США/т.
Российская нефть тогда же стоила около 430 долл. США/т.
С июня 2012 г. власти прекратили импорт нефти из Венесуэлы.
Если раньше эффективность поставок сырья из Венесуэлы на белорусские НПЗ была неочевидной, то долг более 2 млрд долл США поставил крест на продолжении венесуэльских поставок.
В России дешевле, - лаконично поведал тогда В.Семашко.
Ныне стоимость транспортировки нефти по МНП Броды-Мозырь-Мозырский НПЗ составит 0,87 белорусского рубля/т, согласно постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ №15 от 21 февраля 2020 г.
Поставки из России
Россия и Белоруссия в конце 2019 г. не сумели договориться о поставках нефти на белорусские НПЗ с конца 2019 г.
Из-за этого поставки российской нефти в Белоруссию с начала 2020 г. осуществляются в ограниченном объеме, фактически единственным российским поставщиком стала группы САФМАР, у владельца которой М. Гуцериева имеются серьезные деловые интересы в Белоруссии.
Нефтяным компаниям группы САФМАР М. Гуцериева на 1м квартал 2020 г. Транснефть согласовала прокачку в объеме 750 тыс. т нефти.
Сама же Белоруссия ищет альтернативные источники поставок нефти.
Но Белнефтехиму уже пришлось отбирать технологическую нефть из ниток магистрального нефтепровода (МНП) Дружба, не задействованных в транзите российской нефти в Европу.
Одним из ключевых разногласий является вопрос о премиях для российских нефтяных компаний за поставку нефти в Белоруссию.
Чтобы минимизировать свои потери от завершения налогового маневра в российской нефтяной отрасли, Белоруссия настаивает на исключении премии поставщикам.
Российская сторона настаивает на том, что цены и объемы поставок российской нефти в Белоруссию должны регулироваться рынком, но при этом Россия сняла ограничение по транспортировке нефти на экспорт, согласно которому доступ к нефтепроводному транспорту предоставляется пропорционально объему добычи.
Т.е. возможность поставлять нефть в Белоруссию получили российские компании с небольшими объемами добычи.
По поводу премии поставщикам было принято решение о том, что ее размер будет ежегодно снижаться на 2 долл США/т, т.е. пропорционально снижению экспортной пошлины в рамках завершения налогового маневра.
Кроме того, Россия предложила Белоруссии компенсировать потери от реализации Россией налогового маневра.
Изначально называлась сумма в 300 млн долл. США в 2020 г., но потом планка была поднята до 420-430 млн долл. США, что создает почву для новых разногласий.
Автор: А. Никитина, О. Бахтина