Пресс-конференцию, посвященную первым дням работы ОГТСУ, исполнительный директор Нафтогаза Ю.Витренко и гендиректор ОГТСУ С. Макогон дали 9 января 2020 г., а ее подробности ОГТСУ озвучил 10 января.
ОГТСУ был создан как независимый оператор газотранспортной системы (ГТС) Украины путем выделения (анбандлинга) из Нафтогаза.
Это было необходимо, чтобы подписать транзитный договор с Газпромом по европейским правилам.
Новый транзитный контракт, сменивший действовавший до 1 января 2020 г., был подписан 30 декабря 2019 г.
Новый 5-летний контракт предполагает транзит в 2020 г. минимум 65 млрд м3 (около 178 млн м3/сутки, стоимость около 6 млн долл США/сутки) российского газа и 40 млрд м3/год (ок 110 млн м3/сутки) в 2021-2024 гг.
9 января 2020 г. стало известно, что после временного снижения в 35-45 млн м3/ сутки, Газпром прокачивает по ГТС Украины почти 100 млн м3/ сутки.
5 января 2020 г. ОГТСУ получила от Газпрома средства за транзит в полном объеме из расчета бери - или - плати.
Причем Нафтогаз остался участником транзита, став организатором транспортировки российского газа, обеспечивающим бронирование мощностей ОГТСУ для Газпрома.
Таким образом, Газпром переложил на Нафтогаз риски, связанные с изменением в госрегулировании на Украине.
Также стороны отказались от взаимных претензий, а Газпром выплатил Нафтогазу почти 3 млрд долл. США по решению Стокгольмского арбитража.
Это решение стало компромиссным, причем серьезно подвинуться пришлось обеим сторонам.
Нафтогаз получил выплату от Газпрома по решению Стокгольмского арбитража, сохранение транзита и оплату мощностей ГТС по принципу «качай или плати».
Россия сохранила украинский транзитный маршрут в Европу, что особенно важно на фоне задержки с завершением строительства магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 из-за санкций США.
Объемы будущего транзита учитывают запуск Северного потока-2, снижаясь с 2021 г.
Причем транзитный тариф, по словам премьер-министра РФ Д. Медведева, оказался достаточно гуманным.
ОГТСУ подсчитал выгоды для Украины от нового транзитного контракта более предметно.
Правда арифметика получилась достаточно лукавая - эффект от нового транзитного контракта преимущественно сравнивается с вариантом с 0го транзита.
Сравнение с 2019 г. приводится, но ОГТСУ на нем особо не акцентируется, поскольку цифры не столь впечатляют.
Новый транзитный контракт в цифрах в видении ОГТСУ:
- помимо прямых доходов от транзита, значительно уменьшится тарифная нагрузка на промышленных и частных потребителей газа на Украине,
- тарифы ОГТСУ на транспортировку газа значительно снизились в сравнении с теми, которые могли быть, если бы транзита не было,
- для потребителей (промышленности и населения) тариф снизился в 2 раза по сравнению с 0м транзитом и на 21% по сравнению с тарифами 2019 г., до 124 грн/1000 м3 (без НДС),
- тарифы на импорт газа и тариф на вход для газодобывающих компаний уменьшились фактически в 4 раза, до 4,45 долл. США/1000 м3 и 102 грн./1000 м3 соответственно,
- все это позволит экономике Украины стать конкурентной,
- появились реальные основания для пересмотра в сторону уменьшения коммунальных тарифов для населения,
- совокупный доход ОГТСУ в 2020-2024 гг. составит 225 млрд грн (с НДС), из них 40 млрд грн принесет транспортировка газа внутри Украины и 185 млрд грн - транзит по текущим тарифам, утвержденным НКРЭКУ,
- более чем 80% тарифного дохода будет получено за счет транзита, и менее чем 20% за счет украинских потребителей,
- если бы не был подписан контракт на транзит газа, доход ОГТСУ за этот период составил 123 млрд грн, из которых 115 млрд грн - за счет транспортировки внутри страны и лишь 8 млрд грн за счет транспортировки газа в Молдову,
- 94% всего тарифного дохода имели бы оплатить украинские потребители (предприятия, население, добывающие компании).
- новый транзитный контракт добавит Украине до 2%/год ВВП и улучшит сальдо балансового текущего счета на 12 млрд долл. США в сравнении с 0-вым транзитом,
- 7,2 млрд долл. США составят прямые поступления от транзита (по данным Нафтогаза), 2,9 млрд долл. США выплата Газпрома, 2,3 млрд долл. США - избежание потенциальных расходов на подорожание импортного газа,
- помимо прямых доходов от транзита, украинская экономика получит суммарный положительный эффект в течение 5 лет в размере около 150 млрд грн благодаря снижению тарифной нагрузки,
- на 15 млрд грн меньше заплатит население, на 33 млрд грн - промышленность и на 27 млрд грн - газодобывающие компании.
- Также до 75 млрд грн сэкономят украинские потребители (промышленность и население) за счет избежание потенциального подорожания импортного газа из-за прекращения транзита, поскольку транспортировка газа из Германии, куда он должен был поставляться по МГП Северный поток-2, до Украины привело бы к его удорожанию.
Логичный вопрос, касающийся прямых поставок российского газа на Украину, остался зависшим.
Впрочем, в прямые поставки никто не верит.
Для нынешней Украины это пока слишком радикальное решение, хотя скидка в 25% была бы хорошим дополнением к озвученным ОГТСУ бонусам.
Вот только запуск газопроводов в обход Украины и снижение объемов транзита через украинскую ГТС - очевидный факт.
Только запуск МГП Турецкий поток приведет к выпадающим доходам для Украины в размере 450 млн долл. США/год, а МГП Северный поток-2 увеличит эти потери.
Поэтому вопрос лишь отложен на 5 лет, а дальнейшая судьба украинской ГТС остается неопределенной.
Вариантов для Украины немного.
После 2024 г. Газпром может сохранить транзит через Украину 30 млрд м3/год газа.
Эти мощности могут быть востребованы, поскольку МГП Турецкий поток был реализован не в 4-ниточном варианте мощностью 64 млрд м3/год газа, а в 2-ниточном варианте мощностью 31 млрд м3/год.
Объемы для украинской ГТС, рассчитанной на 110 млрд м3/год газа, очень скромные, на грани экономической целесообразности.
Второй вариант - модернизация и повышение эффективности ГТС, что сделает Украину привлекательной для транзита страной.
Тогда в условиях продолжающегося роста спроса на газ в Европе, украинский транзит может и подрасти.
Средства на модернизацию ГТС у Украины появились, но этот вариант представляется маловероятным.
Третий вариант предполагает отсутствие транзита российского газа через Украину или сохранение каких-то символических объемов.
В этом случае Украина будет вынуждена усиливать связи своей ГТС с западными соседями, повышая связность газовых сетей на Востоке Европы.
В принципе, Укртрансгаз этим уже занялся, модернизируя компрессорные станции на западе Украины.
Но на востоке Украины появятся избыточные мощности ГТС, которые будет проще демонтировать, чем поддерживать в работоспособном состоянии.
Эти варианты развития украинской не новы, они активно обсуждались в 2019 г., когда были неясны перспективы украинского транзита после 1 января 2020 г.
Сейчас эта ясность появилась, но принципиально вопрос не решен.
Автор: Е. Алифирова