Н. Токарев сообщил это 25 декабря 2019 г. перед встречей президента РФ В. Путина с представителями крупного бизнеса.
Вопрос о транзите нефти.
Вопрос о транзите российской нефти по белорусскому участку МНП Дружба А. Лукашенко поднимает регулярно в период осложнения российско-белорусских отношений.
Только в 2019 г. транзитный вопрос вставал как минимум 3 раза:
- в апреле 2019 г. А. Лукашенко сравнил закрытие российского рынка для ряда товаров из Белоруссии санкциями и заявил, что Белоруссия должна принимать соответствующие меры, к примеру, закрытие нефтепровода для проведения ремонтных работ, несмотря на транзит российской нефти.
Буквально спустя 5 дней произошел инцидент с загрязнением нефти в МНП Дружба хлорорганическими соединениями, разногласия были забыты и началась масштабная совместная работа России и Белоруссии по очистке нефтепровода.
Последствия были ликвидированы и с приближением 2020 г. и необходимостью решения нефтегазовых вопросов, А. Лукашенко вновь вернулся к этой теме.
- в сентябре 2019 г. А. Лукашенка выразил недовольство налоговым маневром в нефтяной отрасли промышленности России и пригрозил потерей белорусского рынка.
А. Лукашенко впервые тогда поведал о реверсных поставках из Польши как самых выгодных из альтернативных маршрутов и немножко пригрозил забрать сначала 2 нитки МНП Дружба из 4х под реверс нефти из Польши, а 3ю - для поставок нефти через порты Литвы и Латвии.
После этого Россия и Белоруссия провели серию длительных, но продуктивных переговоров, в т.ч. по вопросам в нефтегаза (цены на газ, объемы поставок, компенсация потерь белорусской экономики от российского налогового маневра и т.п.).
Казалось бы удалось договориться, 20 декабря 2019 г. А. Лукашенко сообщил о концептуальной договоренности с Россией по энергоносителям.
- 24 декабря 2019 г. Батька в интервью Эху Москвы вновь вспомнил о реверсе из Польши по МНП Дружба.
- если Белоруссия и Россия не смогут решить вопрос цены газа и нефти, власти страны будут искать альтернативные способы поставок,
- Россия сама так поступала, построив альтернативный газопровод Северный поток, когда начались проблемы с Украиной по транзиту газа,
- я точно так же поступлю, Владимир Владимирович. Я буду искать альтернативу,
- ее все равно надо искать, от руководства России это не скрывается,
- в качестве альтернативы Белоруссия может использовать поставки нефти из Польши, беря наиболее дешевую нефть с рынка в г. Гданьске (саудовскую или американскую) и заводя ее по трубе реверсом,
- в случае, если все же придется прибегнуть к реверсной схеме, сначала Белоруссия заберет 1 трубу и будет реверсом поставлять нефть на НПЗ, а если все пройдет успешно, то позже заберет и 2ю трубу.
- таким образом у России останется 1 труба для поставок нефти в Европу,
- Россия поставляет почти 70 млн т/год по этим трубам на премиальный западный рынок, останется где-то 20 млн т/год,
- Белоруссия этого не хочет, однако Россия загоняет в решение вопроса таким образом.
Вы это серьезно?
Милые бранятся - только тешатся.
Когда Батька столь откровенно повернется спиной к России, в самой Беларуси стремительно начнется падение стабильности и вырастут проевропейские выступления, которые в конечном итоге сметут власть А. Лукашенко.
Любая бывшая республика СССР, отвернувшаяся от России, прошла через это.
А. Лукашенко понимает это, и никогда не отвернется от России.
Кто же захочет потерять уютный домик в Красной Поляне? Да и вообще.
Все эти высказывания харизматичного Батьки - на публику.
Тем не менее, публику всколыхнуть удалось.
Это А. Лукашенко умеет.
Почему договориться не удается.
Есть проблемы по налоговому маневру на 8 млрд рублей, но камень преткновения - цена на газ для Белоруссии, которая на данный момент согласовывается.
До конца 2019 г. российский газ в Белоруссию поставляется по цене 127 долл. США/1000 м3, однако Белоруссия хочет цен на уровне средневзвешенной по России (70 долл. США/1000 м3).
А это экономия для Белоруссии 1,15 млрд долл США/год, и потери для бюджета РФ.
В качестве аргумента белорусская сторона приводит Смоленскую область, граничащую с Белоруссией.
На большой пресс-конференции 19 декабря 2019 г. президент РФ В. Путин пояснил, что это цена дотируемая, и было бы странно, если бы Россия давала другой стране такую же поддержку, как своему дотируемому региону.
Да и объемы сильно отличаются - Смоленская обл. потребляет 2 млрд м3/год газа, тогда как в Белоруссию поставляется 20 млрд м3/год.
В. Путин теоретически допустил выравнивание цен на энергоносители для России и Белоруссии, но только при политической воли и желании с обеих сторон.
Логично предположить, что при таких ценах на газ и компенсации налогового маневра Батька бросится в объятия В. Путина, но это не так.
Преференции в рамках Союзного государства А. Лукашенко получить хочет, а открыть границы с Россией в страстном порыве для военных и других проектов он не хочет.
На всех углах он вещает о том, что Белоруссия должна проводить независимую политику и быть посредине между Европой и Россией.
Хотя на встрече с В. Путиным в снегах Красной Поляны он говорит, конечно, более приятные вещи.
Ныне А. Лукашенко утверждает, что Россия планирует повысить цены на газ для Союзного государства на 20%, до 152 долл. США/1000 м3, хотя на самом деле, речь идет о прекращении действия 2-летней скидки.
А. Лукашенко такой тариф не устраивает, что и актуализировало тему реверса по МНП Дружба.
Н. Токарев политические аспекты оставил за скобками.
Добродушные тезисы от Н. Токарева:
- заявления А. Лукашенко о желании забрать 2 трубы МНП Дружба и начать реверсные поставки американской нефти через Польшу носят политический характер,
- эти заявления требуют серьезной экономической проработки,
- предварительный анализ говорит о том, что многие из озвученных намерений очень трудно реализуемы,
- логистика через Польшу будет связана с удорожанием тарифа и удорожанием поставок нефти,
- также это предусматривает продажу нефти по мировой цене,
- никто не станет делать то, что нерационально с точки зрения выгоды для страны.
Тезисы от Д. Пескова:
- власти России с достаточной серьезностью воспринимают любое заявление главы Белоруссии,
- власти РФ не считают заявления А. Лукашенко недружественными,
- Белоруссия вольна воспользоваться любыми вариантами поставок нефти, если они выгоднее того, что предлагает Россия,
- это вопрос экономической и коммерческой целесообразности, работа здесь продолжается,
- в дальнейшем взаимодействие властей РФ и Беларуси будет вестись на равных условиях, но при нынешнем уровне интеграции 2 стран речь идет о коммерческих вопросах,
- Россия не хочет уподобляться одной известной стране, которая покупателям силой навязывает свою продукцию, которая гораздо дороже того, что есть на рынке.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина