Киев, Украина, 25 дек - ИА Neftegaz.RU. Национальная комиссия Украины по госрегулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) сертифицировала компанию Оператор ГТС Украины (ОГТСУ) и выдала ей лицензию на транспортировку газа.
Об этом сообщил глава комиссии В. Тарасюк.
Оператор ГТС Украины сможет начать свою деятельность с 1 января 2020 г.
Ранее Нафтогаз имел монополию на транспортировку и хранение газа на Украине.
Однако для выполнения обязательств по 3му энергопакету Европейского Энергосообщества Украине необходимо было провести анбандлинг - отделение от Нафтогаза деятельности по транспортировке.
ОГТСУ был создан в феврале 2019 г. в рамках 4го этапа отделения из структуры Нафтогаза.
17 декабря 2019 г. секретариат Европейского энергетического сообщества (Energy Community) выдал положительное заключение для сертификации компании Оператор ГТС Украины.
Ранее Секретариат обратил внимание на необходимость принятия Украиной решений, которые должны обеспечить финансовую жизнеспособность нового оператора ГТС.
Проблемы, связанные с несанкционированным отбором газа и низкой платежной дисциплиной, уже приводили к объявлению техногенного ЧС на украинской ГТС.
Как будет решаться проблема с нехваткой средств для покупки газа на собственные нужды в рамках ОГТСУ пока непонятно, поскольку Нафтогаз касательства к ГТС уже иметь не будет.
Однако гораздо важнее вопрос с транзитом газа по украинской ГТС после 1 января 2020 г., когда истечет срок действия нынешнего транзитного контракта между Газпромом и Нафтогазом.
На последней 3-сторонней встрече в формате Россия - Украина - ЕС в октябре 2019 г. обозначились серьезные подвижки, затем Россия и Украина провели ряд 2-сторонних встреч.
А Д.Козак даже заявил о том, что удалось разрубить гордиев узел.
Ожидается, что контракт на транзит будет подписан до 29 декабря 2019 г.
Впрочем, Ю. Витренко уже выразил сомнение в реализации договоренностей по транзиту.
Также НКРЭКУ опубликовала новые тарифы на транспортировку природного газа на Украине, в т.ч. для транзита.
Как пишет Ъ, тариф на транспортировку газа между газоизмерительной станцией (ГИС) Суджа на российско-украинской границе и ГИС Вельке-Капушаны на украинско-словацкой границе составит около 30,6 долл. США/1000 м3 с учетом сезонных повышающих коэффициентов.
Это немного ниже действующего транзитного тарифа для Газпрома на этом направлении - 32,4 долл. США/1000 м3.
Однако тариф, установленный НКРЭКУ, представляет собой лишь нижнюю планку тарифа, который Газпром реально будет платить в 2020-2024 гг. по новому соглашению с Украиной.
Исходя из слов главы Минэнерго Украины А. Оржеля, тариф для Газпрома в среднем вырастет в 2 раза по сравнению с текущим уровнем и компания будет ежегодно платить 3 млрд долл. США.
Эта сумма будет примерно поровну разделена между ОГТСУ и Нафтогазом, который выступит организатором бронирования мощностей украинской ГТС для Газпрома.
Это позволит переложить все риски, связанные с изменениями в законодательстве Украины на Нафтогаз.
Газпром будет платить Нафтогазу фиксированный платеж, а тот, будучи организатором бронирования, заключит контракт с ОГТСУ и заплатит ему тариф, установленный НКРЭКУ.
Таким образом, разница между платежом Газпрома и тарифом НКРЭКУ сформирует маржу Нафтогаза.
Однако, если реально речь идет об удвоении транзитных платежей, то гуманность получается очень странной.
При том, что Россия всегда настаивала на том, чтобы украинский транзит был экономически целесообразным, иначе это будет субсидированием экономики Украины за счет Газпрома.
Однако А. Оржель в статье для Экономической правды обозначил, что за 5 лет контракта Газпром заплатит 15 млрд долл. США (по 3 млрд долл. США/год).
Такой высокий уровень тарифа может означать плату за «входной билет» для Газпрома на внутриукраинский рынок.
Ранее в СМИ появилась в информация о том, что прямые контракты на закупку российского газа готовы заключить 5 компаний.
Автор: А. Шевченко, Е. Алифирова