Об этом исполнительный директор Нафтогаза Ю. Витренко обидно заявил 23 декабря 2019 г. в эфире Общественного ТВ.
Тезисы от Ю. Витренко:
- Нафтогаз должен отказаться от новых исков, если транзит российского газа через Украину останется,
- если Нафтогаз откажется от исков, а потом транзита не будет, то получается, что отказ от иска был сделан без всякого смысла,
- это очень большой риск,
- Украина работает над системой договоров, которые минимизируют или полностью уберут этот риск,
- Нафтогаз рассчитывает на поддержку европейских партнеров и политическую поддержку со стороны руководства Украины,
- определенное давление на российскую сторону необходимо, чтобы Газпром действительно добросовестно отработал документы,
- тогда документы могут быть подписаны уже на этой неделе, и протокол был бы внедрен в жизнь, а не остался только на бумаге,
- с экономической точки зрения в процессе обсуждения протокола очень тщательно сравнивались различные альтернативы,
- подписанный с Россией протокол по транзиту газа отражает компромисс, который выгоден Украине.
В связке А. Коболев - Ю.Витренко, А. Коболев был плохим, а Ю. Витренко - хорошим. Относительно хорошим.
Но, А. Коболев пропал, и нелегкую ношу пессимизма пришлось взвалить исполнительному директору.
Юрий, ты не прав!
Логики в опасениях Ю. Витренко совершенно нет, потому что России выгодно разрубить гордиев узел противоречий с Украиной, особенно в текущей ситуации приостановки строительства МГП Северный поток-2.
Повторим, почему властям РФ выгодно разрешить противоречия с властями Украины:
- про худой мир даже не говорим - это очевидно;
- разрешение газотранспортного конфликта ослабит накал противостояния, что неизбежно приведет к активизации торговых отношений между 2 странами;
- даже минимальное восстановление кооперации, созданной еще в СССР, даст немедленный экономический эффект для 2 стран;
- в 2020 г. власти РФ с удовольствием будут поставлять газ по ГТС Украины, одновременно неторопливо завершая реализацию проектов МГП Северный поток-2 и Турецкий поток ( продолжение 2й нитки);
- и, наконец, главное - власти РФ чрезвычайно заинтересованы в прямых поставках газа на Украину, потому что это экономически выгодно, да и насолить властям США не мешает, очень уж они хотят выйти на газовый рынок Украины со своим сжиженным природным газом (СПГ).
Позиция США.
Вы заметили, власти США вводят санкции против МГП Северный поток-2, Турецкий поток и тд.
Они везде, где их не ждут.
А в газотранспортном конфликте властей Украины и России их нет!
Это не случайно.
Властям США не нужен никакой транзит по ГТС Украины.
Совсем никакой.
Поэтому, они тайно поддерживают и подогревают конфликт.
И это удивительно, что властям РФ и Украины удалось договориться.
Но, очевидно, что еще не все бои отгремели.
Вероятно, в этом и есть причина обеспокоенности Ю. Витренко - ему указали на необходимость обострить ситуацию добрые самаритяне.
Повторим, американцы - мастера эндшпиля.
Хотя может быть это просто работа Ю. Витренко на украинскую аудиторию, части которой внушен образ России как страны-агрессора.
Что делать.
Сейчас ситуация сложилась таким образом, что украинский маршрут России очень нужен, тем более, что тариф и объемы нового контракта получились, действительно, очень взвешенными.
Действующий контракт на транзит газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины истекает 1 января 2020 г.
После длительных и тяжелых переговоров России и Украине удалось выйти на договоренности, зафиксированные в протоколе по газовому сотрудничеству, подписанном 21 декабря 2019 г.
Повторим суть договоренностей:
- урегулирование взаимных претензий Газпрома и Нафтогаза, включая отзыв арбитражных и судебных исков, по которым нет окончательных решений, выплату по окончательному решению Стокгольмского арбитража, отказ от новых претензий,
- подписание мирового соглашения о снятии с Газпрома претензий Антимонопольного комитета Украины (АМКУ),
- Еврокомиссия гарантирует соответствие нормам ЕС регулирования транспортировки газа на Украине,
- Украина гарантирует независимость регулятора, защиту интересов Газпрома, предсказуемость и экономическую обоснованность тарифообразования,
- подписание межоператорского соглашения между Газпромом и независимым Оператором ГТС Украины (ОГТСУ),
- подписание транспортного соглашения на бронирование мощностей ГТС Украины с Нафтогазом, по которому Нафтогаз примет на себя риски переходного периода в украинском законодательстве,
- бронирование Нафтогазом для Газпрома транспортных мощностей на 5 лет в объеме 225 млрд м3 (65 млрд м3 в 2020 г. и по 40 млрд м3/год в 2021-2024 гг., можно больше) при условии установления конкурентного тарифа.
Теперь до 29 декабря 2019 г. предстоит подписать сам транзитный контракт.
Потребуется время, чтобы инспирированный извне и откровенно надуманный конфликт сошел на нет.
Сейчас важнее без срывов подписать контракт и спокойно продолжать стабильные поставки газа в Европу.
Украинский маршрут проверенный временем, при адекватных тарифах - еще и выгодный.
Сохранение украинского транзита обеспечит Газпрому сохранение его доли на европейском газовом рынке, несмотря на планы США по активной экспансии в Европу, а Европа получит столь любимую ими диверсификацию.
Завершение строительства газопровода Северный поток-2, отодвинутое санкциями США, в российско-украинский протокол уже заложено в виде снижения объемов транзита.
Поэтому отказ от украинского транзита после 2021 г. видится крайне маловероятным.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина