Предложения Нафтогаза исполнительный директор компании Ю. Витренко изложил в посте в Facebook 3 октября 2019 г.
Предложения очень любопытные, но совершенно не новые.
Их актуализация со стороны Нафтогаза связана с ведущимися 3-сторонними переговорами в формате Россия - Украина - ЕС по заключению нового транзитного контракта между Газпромом и Нафтогазом.
1й раунд переговоров прошел в январе 2019 г., 2й раунд - 19 сентября 2019 г., а на 20е числа октября запланирован следующий этап.
В связи с этим Ю. Витренко вернулся к заявлениям о заключении транзитного контракта по европейским правилам, а также реанимировал предложение по свопу и получению газа независимых российских и иностранных компаний.
Тезисы от Ю. Витренко:
- кабмин Украины и Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) говорят, что Украина успеет внедрить европейские правила до конца срока действия текущего контракта на транзит российского газа т.е. до конца 2019 г.,
- президент РФ В. Путин говорит, что если Украина не успеет этого сделать, то Россия может просто продлить действие текущего контракта,
- важно не забывать еще об одном варианте контракта - т.н. обменных операциях (свопе),
- этот вариант лучше продления текущего контракта, и он позволяет уже даже сейчас применить европейские правила в отношении этих операций,
- для Украины остается неприемлемым вопрос требования российской стороной, как предпосылки переговоров по транзиту, отказа Нафтогаза от выплат в рамках решения Стокгольмского арбитража по спору с Газпромом,
- российская сторона подняла вопрос поставок газа на Украину, и настаивает, что этот вопрос должен быть первостепенным по отношению к транзиту,
- Нафтогаз требует, чтобы Газпром разблокировал возможность получения газа на границе Украины и России из Туркменистана, газа российских независимых производителей, а также газа для европейских контрагентов Газпрома.
Предложения очень интересные и вызывающие очень большие вопросы.
В частности, заключение транзитного контракта по европейским правилам, т.е. в соответствии с требованиями 3го энергопакета ЕС, до конца 2019 г. очень сомнительно.
Необходимый для этого анбандлинг, т.е. выделение независимого оператора газотранспортной системы (ГТС), на Украине будет возможно лишь после 2019 г., что обусловлено действующим транзитным контрактом.
Тот самый Стокгольмский арбитраж, решивший, что Газпром должен Нафтогазу 2,56 млрд долл. США (по состоянию на 30 июня 2019 г. с учетом пени сумма выросла до 2,817 млрд долл. США), запретил менять сторону в транзитном контракте между Газпромом и Нафтогазом.
Таким образом Нафтогаз по-прежнему совмещает работу на оптовом рынке газа и функцию транспортировки через свою дочку Укртрансгаз, т.е. заключение контракта по европейским правилам с ним невозможно с юридической точки зрения.
Россия готова к заключению европейского транзитного контракта, было бы с кем...
В связи с этим президент РФ В. Путин 2 октября 2019 г. в ходе пленарной сессии форума Российская энергическая неделя (РЭН) сообщил, что Россия готова к продлению на 1 год контракта с Украиной на транзит газа, если не будет заключено новое соглашение.
Далее Ю. Витренко делает еще более интересные предложения - о свопе газа и поставках газа, например, из Туркменистана.
Заключение своп- контракта на период после 2019 г. Ю. Витренко Газпрому уже предлагал.
Согласно этому предложению, Газпром будет передавать украинской стороне на границе с Россией определенный объем газа (определенную энергетическую ценность газа), а Нафтогаз будет передавать такой же объем на границе с ЕС.
Объем сдачи газа будет подтверждаться операторами ГТС Словакии, Венгрии, Польши, Румынии, а плата за транзит будет оформлена не как тариф на транспортировку, а как маржа.
Т.е. вновь звучит старая песня о главном - предложение о переносе точки сдачи с западной границы Украины на восточную.
Эту идею Украина озвучивала неоднократно, но это невыгодно ни Газпрому, ни европейским покупателям.
Газпром занимает твердую позицию, согласно которой точка сдачи газа является вопросом взаимоотношений Газпрома и его клиентов по долгосрочным контрактам, но никак не Украины.
Европейским компаниям это и подавно не нужно, поскольку на данный момент за транзит газа по территории Украины отвечает Газпром, а в случае с переносом точки сдачи на восточную границу надежность транзита станет уже головной болью Европы.
В случае свопа в эту схему встраивается украинский посредник, что понравится Европе еще меньше.
Особенно, если учесть, что Нафтогаз предлагает Газпрому фактически путь обхода европейских газовых правил, с которыми сам же и носится как с главной ценностью.
Сюда же можно отнести и фантазии о туркменском газе.
У Украины по понятным причинам нет и не может быть контракта на поставки газа из Туркменистана.
Туркменистан, в свою очередь, поставляет газ в Китай, а также, пусть и в небольших объемах, в Россию.
В процессе строительства находится магистральный газопровод (МГП) Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия, а после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, стало реальным строительство Транскаспийского газопровода, открывающего туркменскому газу путь в Европу.
Помимо диверсификации экспортных направлений трубопроводного газа, Туркменистан активно развивает газохимическую отрасль, что означает отсутствие свободных объемов газа для Украины.
Даже будь правовые основания для поставок газа из Туркменистана на Украину, технической возможности для таких поставок нет.
Автор: Е. Алифирова