Ряд важных заявлений был сделан 5 сентября 2019 г. в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ-2019), а более предметно о предстоящем строительстве говорили участники 23й международной конференции Нефть и газ Сахалина, проходящей 24-26 сентября 2019 г. в г. Южно-Сахалинск.
Собственные СПГ-заводы будут действовать в рамках обоих соглашений о разделе продукции (СРП), реализуемых на шельфе о. Сахалин.
Действующий СПГ-завод проекта Сахалин-2 будет расширен.
Напомним, что участниками этого проекта являются Газпром (50%), Shell (27,5%), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%).
Мощность СПГ-завода составляет 10,8 млн т/год СПГ (2 линии по 5,4 млн т/год).
Газпром уже давно готовится к наращиванию мощности завода, подписав с Shell меморандум по реализации проекта строительства 3й линии.
Проект предусматривает строительство новой линии, аналогичной 2 существующим, дополнительного хранилища СПГ и портовых сооружений.
Директор Департамента по добыче и транспортировке нефти и газа Минэнерго РФ А. Гладков на конференции Нефть и газ Сахалина сообщил, что стоимость 3й очереди Сахалина-2 оценивается в 6,1 млрд долл. США.
Окончательного решения пока нет, оно будет принято, после того, когда будет понятна ресурсная база.
Основных вариантов 3 - доразведка месторождений проекта Сахалин-2, газ с месторождений проекта Сахалин-3 или газ СРП Сахалин-1.
Участниками СРП Сахалин-1 являются ExxonMobil (30%), Sodeco (30%), Роснефть (20%), ONGC (20%) и у этого консорциума имеются планы по строительству собственного СПГ-завода.
Поэтому оценка собственной ресурсной базы для Sakhalin Energy, оператора СРП Сахалин-2, становится очень важной.
А. Гладков уточнил, что Sakhalin Energy может закончить оценку запасов газа для 3й линии Сахалина-2 в 2020 г.
На данный момент нельзя сказать, что ресурсной базы достаточно, но есть оптимизм и понимание того, что запасы имеются, отметил чиновник.
По поводу месторождений Сахалина-3, которые рассматриваются как ресурсная база для поставок газа в Китай по дальневосточному маршруту (Сила Сибири-3) А. Гладков сообщил, что эти запасы Sakhalin Energy обсуждает с Газпромом, но это отдельный трек переговоров.
Сама же Sakhalin Energy проводит дополнительные геологоразведочные работы (ГРР) на собственные месторождениях, изучая низлежащие горизонты, а также близлежащие месторождения.
Эту работу планируется завершить в 2020 г.
В 2021 г. Sakhalin Energy планирует пробурить поисковую скважину на Лунском участке недр.
Бурение планируется в Охотском море на глубинах около 50 м на удалении 12-16 км от берега.
Exxon Neftegas Ltd, оператор проекта Сахалин-1, на конференции Нефть и газ Сахалина представил планы по строительству СПГ-завода Дальневосточный СПГ.
О том, что акционеры проекта Сахалин-1 приняли решение о строительстве СПГ-завода глава Роснефти И. Сечин заявил в ходе ВЭФ-2019.
Таким образом столкнувшийся с многочисленными сложностями и многократно переформатируемый проект Дальневосточный СПГ все-таки будет реализован.
Напомним, что Дальневосточный СПГ планировали строить на площадке в пос. Ильинский Сахалинской области.
Однако из-за отсутствия решения по доступу к газотранспортной системе Сахалина от оператора Sakhalin Energy, в 2015 г. было принято решение о переносе завода в пос. Де-Кастри Хабаровского края.
Затем опасения вызывало санкционное влияние на проект, но в 2019 г. все-таки было принято решение о строительстве.
Сроки строительства и мощность завода были пересмотрены.
Изначально говорилось о том, что мощность Дальневосточного СПГ составит 5 млн т/год, но на ВЭФ-2019 И. Сечин озвучил цифру в 6,2 млн т/год.
24 сентября 2019 г. президент Exxon Neftegas Ltd Ш. Бир сообщила о том, что Дальневосточный СПГ планируется запустить в 2027 г.
Работы по проектированию завода и маркетингу уже начались, но очевидно, что в называемом ранее 2023 г. Дальневосточный СПГ построен не будет.
При этом Ш. Бир уточнила, что сроки реализации зависят от ряда факторов, среди которых согласования контрольно-надзорных органов и тенденции на рынке СПГ.
По словам А. Гладкова, стоимость проекта Дальневосточный СПГ составит 6,1 млрд долл. США.
Приближается к практической реализации еще один СПГ-проект - Владивосток СПГ, который Газпром планировал еще в 2013 г.
Первоначально проект Владивосток СПГ предполагал строительство в Приморском крае завода по производству СПГ мощностью 10 млн т/год с возможностью расширения проекта до 15 млн т/год.
1я линия завода должна была быть запущена в эксплуатацию в 2018 г., затем сроки запуска были перенесены на 2019-2020 гг.
В 2017 г. Газпром переформатировал проект, решив построить среднетоннажное производство.
По сообщению А. Гладкова, Газпром планирует начать строительство СПГ-завода Владивосток СПГ в 2020 г.
Мощность завода составит 1,5 млн т/год, стоимость проекта оценивается в 2 млрд долл. США.
Ресурсная база проекта - Сахалинский, Якутский и Иркутский центры газодобычи.
СПГ планируется поставлять в АТР, с прицелом на рынок газомоторного топлива (ГМТ), в 1ю очередь для бункеровки судов.
Таким образом, по оценкам Минэнерго РФ, на Дальнем Востоке России планируются к реализации 3 СПГ-проекта суммарной мощностью 13,1 млн т/год.
Совокупная стоимость новых проектов оценивается в 12,3 млрд долл. США.
Это очень серьезная заявка, причем активизировались все 3 проекта буквально в последнее время.
Не исключено, что и Газпром и Роснефть вынуждены были ускорится, видя активную работу НОВАТЭКа по выходу на рынок СПГ Японии и др. стран АТР.
Успешно запущенный Ямал СПГ с богатой ресурсной базой и низкой стоимостью сжижения благодаря холодному климату, сделали новый проект НОВАТЭКа Арктик СПГ-2 привлекательным для китайцев и японцев.
В ходе ВЭФ-2019 было объявлено о принятии окончательного инвестиционного решения (ОИР) по Арктик СПГ-2, где китайские партнеры получили 20%, а японские - 10%.
Причем участие в проекте Арктик СПГ-2 предусматривает приобретение СПГ с проекта на долгосрочной основе в объемах, пропорциональных долям участия.
В пользу СПГ-проектов Газпрома Роснефти является географическая близость к рынкам сбыта в АТР, что избавляет от необходимости в сложных логистических схемах с перегрузочными СПГ-терминалами.
Но проекты НОВАТЭКа находятся в гораздо более продвинутой фазе, чем 3я линия Сахалина-2, Дальневосточный или Владивосток СПГ, что вынуждает участников этих проектов проявлять все большую активность.
Автор: Е. Алифирова