USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 72.83

+1.79

Природный газ 2.907

+0.08

, Обновлено 14:47
6 мин
...

Конструктивно, но не для всех. В г. Брюссель прошли переговоры по газу в формате Россия - Украина - ЕС

Очередное обсуждение - в районе 20 октября 2019 г.

Конструктивно, но не для всех. В г. Брюссель прошли переговоры по газу в формате Россия - Украина - ЕС

Брюссель, 20 сен - ИА Neftegaz.RU. Как и планировалось, 19 сентября 2019 г. в г. Брюссель прошли 3-сторонние переговоры по газу в формате Россия - Украина - ЕС.
Этот раунд переговоров стал 2м в рамках согласования условий транзита российского газа в Европу после истечения действующего контракта между Газпромом и Нафтогазом 31 декабря 2019 г.
1й раунд переговоров прошел в январе 2019 г. в г. Брюссель без особого результата - стороны озвучили свои позиции и взяли время на обдумывание.
2й раунд переговоров должен был состояться еще в мае 2019 г., но был отложен в связи с политическими изменениями на Украине после того, как президентом страны был избран В. Зеленский.
Новый состав кабмина Украины был сформирован лишь в конце августа 2019 г., в связи с чем переговоры были перенесены на сентябрь.

Изменения, произошедшие во властных структурах на Украине дали себя знать.
Позитивным моментом стало то, что Украину на 3-сторонних переговоров наконец-то представлял не глава МИД, а отраслевой министр - глава вновь созданного Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины А. Оржель.
Участие отраслевого министра позволило немного снизить политизированность и повысить профессионализм переговоров с украинской стороны, что не может не радовать.
Остальной состав переговорщиков остался традиционным: глава Нафтогаза А. Коболев, пришедший в очках, как агент 007 Д. Бонд, и исполнительный директор Ю. Витренко с украинской стороны, с российской стороны - министр энергетики А. Новак и глава Газпрома А. Миллер, со стороны Еврокомиссии (ЕК) - замглавы ЕК по Энергосоюзу М. Шефчович.
Примечательно, что все 3 договаривающиеся стороны отметили конструктивность и позитивную атмосферу прошедших переговоров, несмотря на их краткость - встреча длилась около 40 мин.
Что можно решить за 40 мин, если даже проекта документа не было?
Конечно, ничего.

Со времени предыдущих переговоров в таком формате позиции России существенно ухудшились:
- Польша продавила сокращение объемов транспортировки российского газа по МГП Opal, что вынудило Газпром сократить подачу газа в МГП Северный поток;
- Дания успешно тормозит проект МГП Северный поток-2;
- в Болгарии только на этой неделе определились с подрядчиком болгарского участка строительства МГП Болгария - Сербия - Венгрия (South Stream lite) - являющегося сухопутным продолжением 2й нитки МГП Турецкий поток.
Это означает, что, как минимум, на 6 мес Газпром будет вынужден заключать контракт с Нафтогазом на условиях принимающей стороны, чтобы снизить риски непоставки газа в Европу.
Газпром сейчас неистово наполняет европейские ПХГ газом, что снизит накал страстей, но если придет Great Frost - без транзита по газотранспортной системе (ГТС) Украины не обойтись.

Власти ЕС и Украины отлично это понимают.
Украина и ЕК вышли на переговоры с консолидированной позицией.
Ключевых вопросов 3 - заключение транзитного контракта по европейским правилам, срок контракта и объемы транзита.
Условие ЕК - заключение долгосрочного контракта (на 10 и более лет) на 60 млрд м3/год газа.
М. Шефчович 19 сентября 2019 г. подтвердил, что приоритетом является достижение долгосрочного контракта, поскольку это лучшее решение для всех.
Но болезненный вопрос об объемах поставляемого газа на нынешней встрече не рассматривался.
Очевидно, что Газпрому нужно не более 15 млрд м3/год транзита газа, чтобы в Молдавию поставлять и так, по - мелочи.
Всю остальную пропускную мощность забирают МГП Северный поток-2 и МГП Турецкий поток.
Поставки газа в Европу через МГП Турецкий поток - South Stream lite будут возможны летом 2019 г.
В. Путин сказал финскому коллеге, что МГП Северный поток-2 будет точно построен. Этому можно верить.
Так что больше объемов для ГТС Украины просто нет.

На 1 полугодие 2019 г. Газпрому, вероятно, нужно будет транзита не более 30 млрд м3/год транзита газа .
Из-за того, что магистральный газопровод (МГП) Турецкий поток реализуется не в 4-ниточном, а в 2-ниточном варианте, Газпрома может использовать украинские мощности на 30 млрд м3/год.
Ограничения например, по МГП OPAL могут поднять эту потребность до 45 млрд м3/год.
Для украинской ГТС, рассчитанной на 110 млрд м3/год газа, это очень скромный объем, но не лучшее техническое состояние ГТС и неадекватно высокие тарифы на транзит делают этот маршрут малопривлекательным для Газпрома.

Еще хуже с соблюдением правил 3го энергопакета ЕС.
Тезисы М. Шефчовича:
- Россия и Украина согласились с тем, что будущий контракт должен основываться на законодательстве ЕС.
- необходимый для этого анбандлинг (выделение функции оператора ГТС) на Украине будет возможен лишь после 2019 г., что обусловлено действующим транзитным контрактом.
На данный момент Нафтогаз совмещает работу на оптовом рынке газа и функцию транспортировки через свою дочку Укртрансгаз, т.е. заключение контракта по европейским правилам с ним невозможно с юридической точки зрения.

- Украина постепенно внедряет энергетические правила ЕС;
- на 3-сторонних переговорах Украина представила дорожную карту действий для завершения анбандлинга и сертификации отделения оператора ГТС.
- участникам встречи был представлен будущий отдельный оператор ГТС Украины - ОГТСУ (Оператор ГТС Украины);
- ОГТС передал российской стороне проекты договора о взаимодействии между операторами смежных ГТС, а также стандартного договора на транспортировку.
- Украина всерьез рассчитывает заключить новый транзитный контракт с 1 января 2020 г. по европейским правилам.

Тезисы невозмутимого А. Новака:
- Россия готова работать в соответствии с европейским законодательством, бронируя мощности украинской ГТС с 1 января 2020 г., причем бронирование транзитных мощностей может быть как краткосрочным, так и долгосрочным.
- сроки долгосрочного бронирования по таким нормам уже прошли, если же рассматривать бронирование, например, на январь 2020 г., то заявка должна быть рассмотрена до 1 декабря 2019 г.
- российская сторона видит большие риски в связи с тем, что Украина должна имплементировать европейское законодательство в газовой сфере, завершив создание независимого оператора и приняв системные тарифные решения, в очень сжатые сроки.
- вопрос урегулирования взаимоотношений между компаниями в рамках мирового соглашения в Стокгольмском арбитраже обсуждался, значимость этой темы связана с обеспечением экономически целесообразных поставок газа через ГТС Украины.
- урегулировать претензии компаний необходимо также до заключения нового контракта, т.е. до 1 января 2020 г.
- вопрос с поставками газа на Украину по прямому контракту также входит в число первоочередных для России.
- для Газпрома это не вопрос рынка сбыта, хотя ранее А. Миллер обещал цену для конечного потребителя на Украине в случае заключения прямого контракта на 25% ниже текущего уровня.
- главный вопрос - необходимость резервирования мощностей ГТС для подачи газа в сторону Украины. Эти мощности нужно содержать, что означает необходимость выделения финансирования.

Позиция Украины - двойственная:
Новоиспеченный А. Оржель уверенно заявил, что Украина не допускает возможности неподписания нового транзитного договора с Россией, добавив, что в дальнейшем стороны должны максимально двигаться навстречу друг к другу.
Ю. Витренко в своем Facebook желчно написал о том, что переговоры о новом контракте так и не начались, поскольку Россия настаивает на отказе от исполнения решения Стокгольмского арбитража.
Время до завершения контракта истекает, и Украине стоит продолжить подготовку к прекращению транзита газа с 1 января 2020 г.
Позиция руководства Нафтогаза понятна и ожидаема.
Для проведения анбандлинга кабмин Украины выбрал модель Ownership unbundling (OU), которая предусматривает выведение, как оператора, так и самой ГТС за пределы Нафтогаза.
В этом случае Нафтогаз становится простым дистрибьютором, теряя свой самый главный актив - уникальную украинскую ГТС.
Это ставит вопрос о необходимости дальнейшего сохранения компании в принципе, чего А. Коболеву и Ю. Витренко очень не хотелось бы.
Опытный политик В. Медведчук едко назвал этих 2 господ основными препятствиями, которые мешают Украине урегулировать газовые отношения с Россией.

Состоявшаяся 19 сентября 2019 г. встреча позволила сблизить позиции России и Украины по транзиту газа через украинскую ГТС после 2019 г.
Был озвучен главный момент - продолжение транзита через Украину и поставок российского газа в Европу возможно практически при любом сценарии.
На случай маловероятных, но все-таки не исключаемых накладок, прорабатываются запасные варианты.
М. Шефчович заверил, что ЕС хорошо подготовлен к любой непредвиденной ситуации.
Газпром, Украина и потребители в Европе закачают рекордные объемы газа в подземные хранилища газа (ПХГ), на данный момент в странах ЕС ПХГ заполнены на 96%.
Далее предстоит обсуждение конкретных технических моментов.
Сроки нового контракта по транзиту российского газа в ЕС через Украину, объемы и тарифы газа будут обсуждаться на межминистерских консультациях с участием Газпрома и Нафтогаза.
Консультации продолжатся в районе 20х чисел октября 2019 г.




Автор: О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram