USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 86.29

-0.56

Природный газ 1.748

+0.01

3 мин
11708

Литва получает все новые крупные партии СПГ. Уже и ямальского

Если гораздо меньшие партии СПГ, поступившие в Литву из России, вызывали шумиху относительно газовой независимости Литвы от России, то большая партия СПГ по логике должна спровоцировать еще более масштабный скандал

Литва получает все новые крупные партии СПГ. Уже и ямальского

Клайпеда, 13 сен - ИА Neftegaz.RU. Литва собирает запасы газа для прохождения осенне-зимнего периода (ОЗП), получая все новые партии сжиженного природного газа (СПГ).
9 сентября 2019 г. в порт Клайпеды, где пришвартован плавучий регазификационный терминал (FSRU) Независимость, прибыл танкер-газовоз Arctic Voyager, который доставил партию СПГ из норвежского порта Мелкоя.
По данным оператора СПГ-терминала Klaipedos nafta (KN), объем партии составил 138 тыс. м3 газа.
Согласно данным MarineTraffic, судно разгрузилось и 11 сентября 2019 г. покинуло Клайпеду, направившись в норвежский порт Хаммерфест.

Получатель груза СПГ из Норвегии не называется.
Наиболее активно услугами СПГ-терминала в 2019 г. пользуются поставщик энергии и природного газа Ignitis (ранее Lietuvos energijos tiekimas, LET), завод по производству химических удобрений Achema и сырьевой трейдер Imlitex.
В конце сентября 2019 г. к ним присоединится эстонский энергетический концерн Eesti Energia.

Не исключено, что Ignitis или Achema выступают покупателями партии российского СПГ, которая прибудет в Клайпеду 16 сентября 2019 г.
Известно, что СПГ с завода Ямал СПГ был доставлен танкером-газовозом Yamal Spirit из порта Сабетта на СПГ-терминал Монтуар во Франции 12 сентября 2019 г.
СПГ-терминал Montoir-de-Bretagne построен в 1980 г. Оператор - Engie.
СПГ позже перегружен на танкер-газовоз Stena Clear Sky, который 16 сентября 2019 г. должен прибыть в порт Клайпеды.

Таким образом Литва может впервые получить крупнотоннажную партию СПГ из России.
Ранее Литва уже получала российский СПГ с СПГ-завода в порту Высоцк в Ленинградской области, запущенного в апреле 2019 г.
Но поставляемые партии СПГ с этого завода были гораздо меньше - 10 тыс. м3 СПГ, тогда как вместимость танкера Stena Clear Sky составляет 173 тыс. м3.
И если гораздо меньшие партии СПГ, поступившие в Литву из России, вызывали шумиху относительно газовой независимости Литвы от России, то большая партия СПГ по логике должна спровоцировать еще более масштабный скандал.
Любопытно, что Криогаз-Калининград готовит к вводу в эксплуатацию СПГ- завод в пос. Кутузово Гурьевского округа.
До FSRU Независимость - рукой подать.
Это будет еще более выгодная поставка СПГ.

Хотя как такового повода для скандала нет - специфика СПГ-рынка заключается именно в его глобальности.
Никакие политические трения с Россией не помешали США неоднократно приобретать СПГ с завода Ямал СПГ в середине и конце зимы 2018 г., когда из-за серьезного похолодания и метелей на восточном побережье США был спровоцирован резкий рост потребления газа.
Тогда глава Минэнерго РФ А. Новак говорил о том, что рынок СПГ является глобальным, а управляет им конкуренция.
Молекулы газа могут быть российского происхождения, но газ уже был продан и является собственностью покупателя, который направляет его туда, где привлекательнее цена на спотовом рынке.
В случае с поставкой СПГ в Литву танкером Stena Clear Sky продавцом газа выступила Total.
И именно у нее, а не у России будут покупать СПГ Ignitis, Achema или кто-либо еще...

Впрочем, скорее всего покупателем будет именно Ignitis, которая заключила контракт с Total в рамках поставки 1 груза на спотовой основе.
Поставка СПГ ожидалась в 3м квартале 2019 г.

В основном Литва импортирует СПГ из Норвегии, Катара, США, а теперь и из России.
При этом официальная политика властей страны заключается в снижении поставок из России трубопроводного газа, для чего и создавался СПГ-терминал в Клайпеде.
KN за большие деньги арендовала FSRU Независимость для импорта СПГ в 2014 г., при том, что добиться независимости от российского трубопроводного газа Литве не удалось.
А для литовской экономики FSRU Независимость стала очень серьезной нагрузкой.
За аренду FSRU Независимость у норвежской Hoegh LNG и эксплуатацию СПГ-терминала Литва платит 60 млн евро/год, распределяя эту нагрузку на потребителей газа.
В ноябре 2018 г. правительство Литвы одобрило выкуп судна у Hoegh LNG, право на который у Литвы появится после 2024 г.
Это позволит облегчить нагрузку на потребителей, но все равно судьба FSRU Независимость после 2024 г. туманна.
Судно может продолжить свою работу в качестве СПГ-терминала, продано или переквалифицировано в обычный танкер-газовоз.


Автор: А. Игнатьева


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram