USD 64.2199

-0.21

EUR 70.9373

-0.3

BRENT 64.42

-0.41

AИ-92 42.38

+0.01

AИ-95 46.11

-0.01

AИ-98 51.85

-0.02

ДТ 46.15

0

3 мин
1370

Нафтогаз теряет позиции. В 3-сторонние переговоры по газу могут вступить представители Магистральных газопроводов Украины

Проведенное СНБО 1-е заседание экспертной группы по вопросам защиты национальной безопасности Украины в газовой сфере показало возможность выхода из тупика, но Нафтогазу будет печально...

Нафтогаз теряет позиции. В 3-сторонние переговоры по газу могут вступить представители Магистральных газопроводов Украины Нафтогаз теряет позиции. В 3-сторонние переговоры по газу могут вступить представители Магистральных газопроводов Украины

Киев, 29 июл - ИА Neftegaz.RU. Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) рекомендовал кабмину включить представителей Магистральных газопроводов Украины (МГУ) в состав украинской делегации на 3-сторонних переговорах по транзиту газа через газотранспортную систему (ГТС) Украины с 1 января 2020 г. 
Об этом 28 июля 2019 г. сообщили Українські Новини со ссылкой на источник, знакомый с результатами заседания СНБО.

Проведенное СНБО 1е заседание экспертной группы по вопросам защиты национальной безопасности Украины в газовой сфере показало возможность выхода из тупика, в который Украина попала в связи с невозможностью завершения процедуры анбандлинга (выделение функции оператора ГТС) до истечения действующего транзитного контракта между Газпромом и Нафтогазом.
Украину в этом контракте, истекающем 1 января 2020 г., представляет Нафтогаз, причем Стокгольмский арбитраж прямо запретил смену стороны контракта.
Поэтому МГУ, созданные кабмином Украины как будущий независимый оператор ГТС еще в 2016 г., пока остается фактически бумажной компанией.
Однако почву для формирования независимого оператора ГТС кабмин Украины подготовил, несмотря на активное сопротивление Нафтогаза.
Так, Нафтогаз рассчитывал провести анбандлинг по модели Independent System Operator (ISO), при которой оператор ГТС независим, но газотранспортные активы остались бы у Нафтогаза.
Но кабмин выбрал модель Ownership unbundling (OU), которая предусматривает выведение, как оператора, так и ГТС за пределы Нафтогаза.

Поддержку Нафтогаз попытался найти у СНБО, попросив проанализировать целесообразность проведения анбандлинга по модели OU.
СНБО доводами Нафтогаза не впечатлился, перенаправив письмо компании в кабмин с пояснением о том, что вопрос модели анбандлинга и проведение самой процедуры находится в ведении правительства, как акционера Нафтогаза.
Работу по отделению газового направления СНБО рекомендовал вести с МГУ.
В связи с этим представителей МГУ рекомендовано ввести в группу для переговоров с ЕС и Россией по вопросу транзита газа через Украину с 2020 г.
Минэнергоугля Украины СНБО рекомендовал активизировать подготовку к возможному энергетическому кризису 2019-2020 гг.
Министерству предстоит обеспечить необходимые запасы газа, угля и мазута на складах ТЭС и ТЭЦ и разработать превентивные меры на случай возможных проблем с энергоснабжением.

Действующие контракты на поставку и транзит российского газа через Украину истекают в конце 2019 г.
Для согласования новых условий транзита ведутся 3-сторонние переговоры в формате Россия - Украина - ЕС.
1й раунд прошел в январе 2019 г., дата 2го раунда пока не определена, ориентировочно речь идет о 2йполовине сентября 2019 г.
Переговоры идут со страшным скрипом.
Изначальная проблема с согласованием объемов транзита уже отходит в тень, а на 1й план вышла невозможность заключения контракта по европейским правилам.
Украина стремиться заключить контракт по правилам 3го энергопакета ЕС, но сейчас стало понятно, что это невозможно, поскольку процедура анбандлинга на Украине до конца 2019 г. завершена не будет.

Россия готова продлить действующие договоренности о транзите в случае их целесообразности, но для Украины это означает полную сдачу позиций.
Поэтому Нафтогаз предлагает Газпрому различные варианты временного обхода европейских газовых правил, вроде контракта на своп газа.
Для Газпрома этот вариант неприемлем как по юридическим, так и по технологическим соображениям.
Рассматриваются более адекватные варианты временного решения проблемы.
По данным Reuters, может быть заключено краткосрочное однолетнее соглашение о транзите газа.
Это якобы соответствует интересам России, как возможность выиграть время для наращивания мощностей новых экспортных газопроводов Северный поток-2 и Турецкий поток.
Однако если смотреть объективно, то России транзит газа по ГТС Украины нужен в связи с ростом спроса на газ в Европе.
Да и так пугающий Украину МГП Турецкий поток реализуется не в 4-ниточном, а лишь в 2-ниточном варианте, причем в Европу пойдет лишь 1 нитка.
Кроме того, ГТС Украины необходима для поставок газа в Молдову, что тоже очень серьезный аргумент в пользу сохранения украинского транзита.
Осталось только договориться и есть надежда, что МГУ станут не таким «токсичным» переговорщиком, как Нафтогаз.

Автор: Е. Алифирова

Источник : Neftegaz.RU

Система Orphus