Об этом 3 июля 2019 г. сообщил гендиректор КТК Н. Горбань на пресс-конференции, посвященной итогам деятельности компании в 2018 г. и планам на будущее.
Финансовые итоги 2018 г. и планы на 2019 г.
Выручка КТК по МСФО (консолидированная выручка КТК-Р и КТК-К - российской и казахстанской дочек КТК) за 2018 г. составила 2,19 млрд долл. США.
Показатель по РСБУ (т.е. только КТК-Р) составил 109,7 млрд. руб.
Прибыль после налогообложения достигла 322 млн долл. США (КТК-Р и КТК-К).
EBITDA составила 1,16 млрд. долл. США, а рентабельность EBITDA - 53%.
Ожидаемая общая выручка по КТК-Р И КТК-К в 2019 г. составляет порядка 2,3 млрд долл. США.
В 2018 г. КТК погасил часть долга 1,45 млрд долл. США.
В 1м квартале 2019 г. КТК направил на выплату долга 364 млн долл. США, во 2м квартале - 261 млн. долл. США.
Всего в 2019 г. КТК направит на эти цели ориентировочно 1,423 млрд долл. США., но все сильно зависит от объемов перекачанной нефти.
По поводу перспектив выплаты дивидендов в 4м квартале 2020 г. глава Н. Горбань сообщил, что планы есть всегда, а вот с какого квартала начать, решать будут акционеры.
КТК подготовил проекты дивидендной политики и соответствующие изменения в казначейскую политику, идет работа по согласованию данных документов в форматах финансовых рабочих групп акционеров.
Подготовленные проекты политик будут вынесены на согласование и одобрение совета директоров и совета акционеров КТК-Р и КТК-К соответственно, ориентировочно в сентябре 2019 г.
Методику расчета КТК озвучит после утверждения и с разрешения акционеров, - подчеркнул Н. Горбань.
Производственные показатели КТК
В 2018 г. по системе КТК было отгружено 61 084 031 т нефти брутто, что на 10,8% превысило результаты 2017 г.
Пиковым месяцем стал декабрь, когда было отгружено 5 954 994 т (47 142 565 барр.).
Всего в 2018 году было обработано 558 судов.
Из 61 млн т нефти, отгруженных на морском терминале КТК в 2018 г., 54,3 млн т нефти поставили казахстанские грузоотправители, еще 6,8 млн т поступило с территории России.
Наибольшие объемы нефти поступили с казахстанских месторождений Тенгиз (28,7 млн т), Кашаган (13,2 млн т), Карачаганак (10,3 млн т).
За июнь 2019 г. на морском терминале КТК отгружено 5 671 579 т нефти (44 943 540 барр.) брутто, обработано 52 танкера, график отгрузки на июнь выполнен полностью.
Всего с января по июнь на морском терминале обработано 286 нефтеналивных судна, которые приняли в свои танки 30 502 006 т нефти брутто (242 764 644 барр.).
Из отгруженных в июне 2019 г. 5 671 579 т нефти 2 463 511 т составила нефть месторождения Тенгиз, 937 223 т - нефть месторождения Карачаганак, 1 456 245 т - нефть Кашаганского месторождения, а также 125 294 т нефти от других казахстанских производителей.
Всего казахстанские грузоотправители отгрузили за июнь 4 982 273 т нефти, еще 689 306 т отгруженной нефти поступило с территории России.
C 2001 года по 30 июня 2019 г. включительно через нефтепроводную систему Тенгиз - Новороссийск на мировые рынки было поставлено 613 113 609 т нефти нетто.
Из них 533 919 222 т из Казахстана и 79 194 387 т нефти, добытой в России.
Планируемая отгрузка в июле 2019 г - 5 592 550 т (5 067 550 т казахстанской нефти, включая 2 538 500 т нефти с Тенгиза, 882 000 т с Карачаганака, 1 402 500 т с Кашагана и 244 550 тонн нефти других грузоотправителей из Казахстана и 525 000 т российской нефти).
План отгрузок на 2019 г. на основе официально принятых заявки от производителей нефти в годовом графике составляет 67,7 млн т.
Система КТК технологически способна прокачать данный объем за счет применения антифрикционных присадок (АФП) и оптимизации технологических режимов.
Текущие ожидания по годовому объему транспортировки, с учетом фактической сдачи, - 65,1 млн т.
В т.ч. из Казахстана ожидается 57,7 млн т, из России - 7,4 млн т.
С месторождения Тенгиз ожидается отгрузка 29,9 млн т, с Карачаганака - 10,2 млн т, с Кашагана - 15,4 млн т, другие грузоотправители Казахстана - 2,2 млн т.
Строительство и модернизация
В 2018 г. был завершен проект расширения КТК до 67 млн т/год.
Первоначальный бюджет, утвержденный акционерами, составлял 5,6 млрд долл. США, но фактически было израсходовано 5,1 млрд. долл. США, т.е. возникла экономия в 475 млн. долл. США.
В 2019 г. капзатраты КТК составят около 50 млн долл. США, в т.ч. КТК-Р 32 млн долл. США и КТК-К 18 млн долл. США.
В рамках данного бюджета реализуется программа техперевооружения систем безопасности объектов КТК, выполняется проект моста через р. Кигач, вахтового городка на НПС Астраханская, административно-бытового комплекса на морском терминале.
Также ведется замена систем пожарообнаружения на НПС Комсомольская, НПС Астраханская, НПС Кропоткинская, РП и БС МТ, замена негерметичной запорной арматуры на объектах НПС и МН, монтаж БКК нефти на входе (выходе) подпорных насосов НПС Атырау для контроля за содержанием парафина в нефти, монтаж шунтирующих реакторов на ПС-220.
По поводу планов по дальнейшему расширению КТК, Н. Горбань отметил, что к 2022 г. потребуется модернизация ряда объектов трубопроводной системы.
Заявки грузоотправителей показывают, что объемы поставок нефти из Казахстана для КТК превысят текущую механическую пропускную способность нефтепроводной системы, начиная с 2022 г.
Целью модернизации является оптимизация текущих мощностей КТК, полученных за счет реализации проекта расширения.
После реализации программы пропускная способность системы позволит обеспечить транспортировку нефти с территории Казахстана по меньшей мере до 72,5 млн т/год.
Эти мероприятия позволят обеспечить гибкость режимов работы пунктов закачки и возможность приема дополнительных объемов сырой нефти с территории Казахстана, при оптимальном количестве АФП и повышенных коэффициентах эксплуатации нефтепровода.
Дальнейшее увеличение пропускной способности возможно достичь за счет увеличения потребления АФП без замены оборудования.
Работы в рамках программы будут проводиться почти на всех площадных объектах КТК (НПС и морском терминале).
Модернизация линейной части нефтепровода в объемы программы не входит.
Согласно пакету документов окончательное инвестиционное решение (ОИР) предполагает:
- обеспечение возможности приема дополнительных объемов сырой нефти в КТК с территории Казахстана с середины 2022 г.,
- полное завершение программы до декабря 2024 г.,
- размер инвестиционных затрат на период 2019-2023 гг. составит 599,9 млн долл. США, из них КТК-К - 156,4 млн долл. США, КТК-Р - 443,5 млн долл. США.
3 июля 2019 г. КТК подписала договор на техобслуживание газотурбинных установок и поставку запчастей с Siemens.
Подписи под документом поставили гендиректор КТК Н. Горбань, президент Siemens в России А. Либеров и президент Siemens в Казахстане А. Барцявичюс.
Договор на техобслуживание газотурбинных установок и поставку запчастей рассчитан на 5 лет и является продолжением сотрудничества, которое началось в 2004 г.
Оборудование Siemens, поставленное в рамках ранее заключенных договоров в ходе строительства системы КТК и реализации проекта расширения, эксплуатируется на нефтетранспортных объектах КТК в Астраханской области, в республике Калмыкия и в Краснодарском крае, а также в Казахстане.
Автор: Е. Алифирова