Об этом замминистра энергетики РФ П. Сорокин сообщил 3 июня 2019 г. по итогам переговоров между грузоотправителями и грузополучателями, использующими МНП Дружба.
В прошедших переговорах участвовали Транснефть, операторы участников МНП Дружба в других странах, крупные российские нефтяные компании, в частности Роснефть, а также европейские грузополучатели, в т.ч. польская Orlen и французская Total.
Тезисы от П. Сорокина:
- Завершившийся 3 июня завершился очередной раунд переговоров был достаточно эффективным,
- подписан итоговый протокол, его завизировали все участники, что является важным моментом,
- российская сторона рассчитывает, что большая часть процедурных моментов была снята,
- обсуждены и концептуально приняты всеми сторонами механизмы и алгоритмы при получении компенсации,
- стороны выработали общий механизм определения размера ущерба от загрязненной нефти и последующих компенсаций,
- для каждого грузополучателя и грузоотправителя эти показатели будут рассчитываться индивидуально,
- заложены все предпосылки для того, чтобы чистая нефть 9 июня поступила на границу с Польшей.
9 июня 2019 г. П. Сорокин назвал следующей отчетной датой в процессе очистки МНП Дружба от загрязненной нефти.
Северная нитка МНП Дружба пока еще остановлена, а по всем остальным направлениям чистая нефть уже поступает, в Южную Европу - с конца мая 2019 г.
П. Сорокин рассчитывает, что к 9 июня чистая нефть поступит на границу между Белоруссией и Польшей.
10 июня может иметься техническая возможность для того, чтобы чистая нефть поступила на приемо-сдаточный пункт Адамова застава.
По расчетам Минэнерго РФ, до этой даты все заинтересованные стороны финализируют или хотя бы дойдут до того этапа, когда будет возможность принять эту нефть.
Таким образом, работы по очистке МНП Дружба продолжаются, также концептуально согласован механизм компенсации ущерба, причиненного в результате загрязнения нефти в нефтепроводе.
Механизм расчета ущерба для каждого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) и для каждого грузополучателя единый.
Будут учитываться разумные обоснованные издержки, которые стороны понесли, но это дело грузополучателя и грузоотправителя - договориться о разумной сумме, уточнил П. Сорокин.
Конкретные суммы компенсаций 3 июня 2019 г. не обсуждались, для этого пока слишком рано.
Единую сумму назвать для всех невозможно, поскольку у всех различная стоимость фондирования, складирования, скорость подмеса нефти, что означает и различный размер издержек.
По сообщению РБК, российская сторона сможет покрыть определенного уровня издержки в рамках заключенных договоров с поставщиками по транспортировке нефти на 2019 г.
При этом речь идет о компенсации реальных издержек без учета упущенной выгоды от изменения цен на нефть или нефтепродукты в период от обнаружения превышения хлорорганики в нефти до ее окончательного очищения.
Таким образом речь не идет о сотнях миллионов долларов потерь со стороны одного из контрагентов, каждую цифру придется обосновать.
Источник выплаты компенсации уже определен - реальные убытки из-за загрязнения нефтепровода оплатит Транснефть.
Это может привести к снижению размера дивидендов компании по итогам 2018 г., но такой вариант вызвал резкую критику со стороны Минфина РФ.
Экономический блок в правительстве РФ оценивает финансовое состояние компании как сильное.
Да и сама Транснефть заявляла, что не обращалась и не собирается обращаться в правительство с просьбой о снижении размера дивидендов из-за ситуации с МНП Дружба.
Окончательное решение по этому вопросу примет правительство РФ.
Автор: Е. Алифирова