Об этом замминистра энергетики РФ А. Яновский сообщил 16 мая 2019 г. в ходе конференции «Перспективы энергетического сотрудничества Россия-ЕС. Газовый аспект», проходящей в г. Берлин.
Первый раунд переговоров в формате Россия - Украина - ЕС прошел в январе 2019 г.
Конкретного результата этот раунд не принес, стороны тогда озвучили свои позиции и взяли паузу на обдумывание.
Следующая встреча была назначена на май 2019 г., но после выборов на Украине, в которых победил В. Зеленский, конкретную дату назначить затруднительно.
Россия и Еврокомиссия (ЕК) уже готовы к переговорам, сроки затягиваются из-за политической неопределенности на Украине, отметил А. Яновский.
Своеобразный ответ на это заявление дал глава Нафтогаза А. Коболев, выступая на инвестиционной конференции Concorde Capital в г. Киев.
А. Коболев сообщил, что переговоры пройдут не ранее даты вступления В. Зеленского в должность и его разговора с президентом РФ В. Путиным.
Верховная рада Украины затягивала с назначением даты инаугурации, но в итоге утвердила 20 мая 2019 г.
А. Коболев рассчитывает, что переговоры по газу возобновятся где-то в июне 2019 г.
Но главная проблема не в сроках, а в позиции украинской стороны.
По словам А. Яновского, Россия по-прежнему заинтересована в дальнейшем использовании ГТС Украины после 2019 г., однако текущие предложения партнеров вызывают недоумение, поскольку они противоречат 3му энергопакету ЕС.
Тезисы от А. Яновского:
- формат предложений о фиксации тех или иных объемов на тот или иной период времени вызывает некое недоумение,
- формат представляется диаметрально противоположным основным идеологическим установкам 3го энергопакета ЕС,
- 3й энергопакет требует распределять газотранспортные мощности по результатам аукционов, в которых могут участвовать все заинтересованные лица, определяющие по собственному усмотрению, какой объем мощности и на какой срок им нужен,
- ни одного такого аукциона на территории Украины никогда еще не объявлялось и непонятно, будет ли объявлено в ближайшее время,
- Россия заинтересована в дальнейшем использовании украинской ГТС, но на приемлемых экономических условиях и в полном соответствии с нормами международного права.
Объемы транзита газа по украинской ГТС остается главным камнем преткновения в переговорном процессе.
Само сохранение транзита газа Украине уже было обещано, и канцлером Германии А. Меркель, и президентом РФ В. Путиным.
Нафтогаз в эти обещания деланно не верит, готовит многочисленные «планы А» и «планы Б», открывая «новые фронты», но это скорее поиск рычагов давления на российскую сторону именно в плане объемов транзита.
О 110 млрд м3/год газа Нафтогаз уже не мечтает, но и Газпром к теме 10-15 млрд м3/год не возвращается.
С точки зрения экономической целесообразности для обеих сторон была бы договоренность о транзите 25-40 млрд м3/год газа.
Но Украина хочет большего.
В конце апреля 2019 г. исполнительный директор Нафтогаза Ю. Витренко сообщил, что на 3-сторонних переговорах компания предложит Газпрому забронировать транзитные мощности объемом 60 млрд м3/год.
Срок действия контракта - 10 лет.
Это предложение, по словам Ю. Витренко, консолидировано с позицией ЕК.
Чувствуется здесь доля лукавства, иначе как бы ЕК пропустила несоответствие ревностно защищаемому 3му энергопакету.
Или когда надо - можно?
Автор: Е. Алифирова